ЭК Литература-выпускнику 11 класс

Пояснительная записка к элективному курсу для обучающихся 11 класса
«Литература - выпускнику»
Рабочая программа элективного курса для 11 класса разработана на основе
авторской программы элективного курса Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы/
Вялкова Г. М. - Волгоград. - Учитель. – 2009 (переиздана в 2019 году).
Необходимость разработки рабочей программы заключается в том, что учебный
план ОУ предусматривает в 11 классе 34 часа, а в авторской программе – 68 часов.
Цель элективного курса:
- помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с
текстом художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать
умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами как инструментом анализа
в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие
требований к школьному и вступительному сочинениям.
Содержание программы.
1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста.
Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике.
2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.
Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.
3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные
литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
4.Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров:
литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характеристика, литературный портрет. Зависимость структуры сочинения от его типа.
5. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении.
Развернутый план работы над сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждениедоказательство, рассуждение-опровержение.
6. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое,
историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное,
публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.
7. Сочинение-характеристика героя (герои, образ, персонаж, повествователь, лирический герой).
Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.
8. Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя.
Принципы, лежащие в основе сочинений по нескольким произведениям или периоду творчества
писателя.
9. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей.
Принцип построения сочинения обзорного характера.
10. Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного
произведения.
11. Сочинение-анализ стихотворения. Имманентный анализ. Интертекстуальный анализ.
12. Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения.
ПРИМЕЧАНИЕ: все темы разбиты на модули «ЗАДАЧА».

Перечень зачетных работ.
№
п/п
1.
2.

Вид работ
Зачетная работа за I полугодие.
Итоговая зачетная работа.

Кол-во часов
1
1

Требования к подготовке обучающихся
Учащиеся должны:
- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историколитературного процесса того или иного периода;
- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие
эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным
направлениям;
- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в
литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение
художественных произведений;
- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и
литературно-критические оценки;
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и
характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных
художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские
идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет,
внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали,
приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет,
сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза),
особенности жанра;
- уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и
терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры
(роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм,
романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в
условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным
языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать
свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать
фактический материал в соответствии с темой.
Учебно-методическая литература
1. Программа разработана на основе авторской программы элективного курса
Обучение сочинениям разных жанров. 10 – 11 классы / Вялкова Г. М. - Волгоград.
- Учитель. – 2009, переиздана в 2019.

Календарно – тематическое планирование

Разделы, темы

Количество
часов
план

Задача №1. Язык и литература.

1

Задача №2. Смысловое содержание текста.

1

Задача №2. Смысловое содержание текста.

1

Задача №3. Наречие. Это интересно!

1

Задача №3. Употребление наречий в текстах разной
направленности.
Задача
№4. Правописание.

1
1

Задача №4. Правописание.

1

Задача №5. Слитно/ раздельно/ через дефис?
Задача
9
№5. Слитно/ раздельно/ через дефис?
9
Задача
№6. Тестовые задания с выбором ответов.

1
1

Задача №6. Тестовые задания с выбором ответов.

1

Задача №7. Контроль. ЗАЧЁТ.
Задача №8. Тестовые задания с развёрнутым ответом.
Задача №8. Тестовые задания с развёрнутым ответом.
Задача №9.Учимся мыслить критически.
Задача №9.Учимся мыслить критически.
Задачи №10-11. Главный предмет в тексте. Главная идея текста.
Задачи №12 и 13. Части текста. Определение стиля и типа
текста. №14 и 15. Главная идея текста. Иерархия мыслей.
Задачи
Абзацы.№16 и 17. Смысловые части текста. План.
Задачи
Принципы.построения
плана.
Задачи
№18 и 19. Формулировки
вопросов к тексту.
Преобразование
информации.
Виды.
Задача
№20. Контрольная
работа.
"Тайны Гоголя".
Задача №20. Контрольная работа. "Тайны грамматики".
Практическая работа: цель создания текста.
Виды вступлений. Практикум.
Размышление над проблематикой текстов.
Сочинять-значит думать.
Практикум.
Пишем
сочинение.
Зачем заглядывать в словарь? Типы и виды словарей.
Вспомнить всё. Систематизация материалов для сочинения.
Что важно не упустить при написании сочинения? Анализ.
Сочинение по литературе 19 века. Практикум.
Сочинение по литературе 20 века. Практикум. Подведение
итогов.
Контроль. ЗАЧЁТ.
ИТОГО

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

1

факт

Литература
1. С.В.Абрамова. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. Москва «Просвещение»,
2012
2. В.Н.Александров, О.И.Александрова. ЕГЭ. Русский язык. Справочные материалы. Челябинск
«Взгляд», 2007
3. М.М.Баронова. Русский язык. Экспресс – репетитор для подготовки к ЕГЭ. АСТ-Астрель.
Москва, 2007
4. Е.А.Влодавскаяя. Русский язык. ЕГЭ. Поурочное планирование. Издательство «Экзамен».
Москва, 2010
5. Л.Р.Дускаева. На пути к речевому мастерству. Пермь, 2000
6. Г.Т.Егораева. Русский язык. ЕГЭ. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация.
Часть 3 (С). Издательство «Экзамен», Москва, 2011.
7. Г.Т.Егораева. Русский язык. ЕГЭ. Задачник. Издательство «Экзамен», Москва, 2011
8. Н.В.Егорова, Л.П.Дмитриева, И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по русскому языку. 11
класс. Москва «ВАКО» 2005
9. И.В.Золотарёва, Л.П.Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. Москва
«ВАКО» 2004
10. Н.В.Каданцева. Сочинение и русский язык на отлично. Подготовительные курсы в вуз. Москва
«АРЭКС – К», 2002
11. С.К.Каменова. Грамматика русского языка (в таблицах и схемах) для старших классов. Москва
«Лист Нью», 2002
12. Интернет-ресурсы+ материалы библиотеки ЭПОС


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».