рабочая программа физика Мякишев 10-11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сергеевская средняя общеобразовательная школа
Согласовано
заместитель директора
____________ И.В. Голикова

Утверждаю
Директор МБОУ «Сергеевская СОШ»
___________________ О.В.Самкова

[Приказ №203] от «[30]» [августа] [2024] г.

[Приказ №203] от «[30]» [августа] [2024] г.

Рабочая программа
по физике
для 10-11 класса
(базовый уровень)
(УМК «Дрофа» Г.Я.Мякишев)
на 2024-2025 учебный год

Учитель математики Тарасова Т.А.,
Высшая квалификационная категория
Автор программы по физике: А.В.Шаталина

2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена

в соответствии с Федеральным государственным образовательным

стандартом основного общего образования на основе Федерального ядра содержания общего образования; Требований
к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования; Примерной программы по физике основного общего образования;
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской
Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2021/2022 учебный
год; Учебным планом МБОУ Сергеевская СОШ на 2023/2024 учебный год;

Авторской программой по физике

А.В.Шаталиной «Москва. Просвещение, 2017г.»
Состав учебно-методического комплекта по физике:
1) Физика. 10 класс:учеб.для общеобразоват.организаций: базовый уровень / Г.Я.Мякишев, М.А. Петрова, С.В.
Степанов и др. - М.: Дрофа, (Российский учебник), 2019;
2) Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват.организаций базовый уровень / Г.Я.Мякишев, М.А. Петрова, С.В.
Степанов и др. - М.: Дрофа, (Российский учебник), 2021;
3) Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А. П. - М.: Дрофа;
4) Физика. 10 класс: дидактические материалы/ А.Е. Марон, Е.А.Марон. – М.:Дрофа;
5) Физика. 11 класс: дидактические материалы/ А.Е. Марон, Е.А.Марон. – М.:Дрофа;
6) Тематические контрольные и самостоятельные работы по физике. 10 класс - Громцева О.И.- М.: -ЭКЗАМЕН;
7) Тематические контрольные и самостоятельные работы по физике. 11 класс - Громцева О.И.- М.: -ЭКЗАМЕН;

Направленность программы: общеобразовательная;
Уровень изучения учебного материала: базовый;
Срок реализации программы: 2 года.
Изучение физики в 10-11 классах на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
 освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной
физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на
развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
 применение полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств
веществ; практического использования физических знаний;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения
знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств
современных

информационных

технологий;

формирование

умений

оценивать

достоверность

естественнонаучной информации;
 воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на
благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения
задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного
содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства
ответственности за защиту окружающей среды;
 использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни,
обеспечения безопасности собственной жизни.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
 формирования основ научного мировоззрения;
 развития интеллектуальных способностей у обучающихся;
 развитие познавательных интересов школьников в процессе изучения физики;


знакомство с методами научного познания окружающего мира;

 постановка проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению;


вооружение школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об
окружающем мире.

Рабочая программа учебного предмета «Физика» в 10-11 классах включает все темы, предусмотренные
федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования по физике и основной
образовательной программой среднего общего образования. Содержание курса физики в программе среднего общего
образования структурируется на основе физических теорий и включает следующие разделы: научный метод
познания природы, механика, молекулярная физика, термодинамика, электродинамика, колебания и волны,
оптика, специальная теория относительности, квантовая физика, строение Вселенной.
Разделы программы традиционны: механика, молекулярная физика и термодинамика. Базовый курс физики включает
в основном вопросы методологии науки физики и раскрытие на понятийном уровне. Содержание конкретных занятий
соответствует обязательному минимуму. Форма проведения занятий - урок, лекция, конференция, семинар и другие.
Термин «Решение задач» в планировании определяет вид деятельности.
Основные формы контроля:

Тесты: интерактивные, обучающие, в формате ЕГЭ, тематические.
Теория: зачеты и письменные опросы; Контрольные работы: тематические в разных форматах.
Лабораторные работы.
Место предмета в учебном плане
Примерная основная образовательная программа основного общего образования отводит на изучение физики в
10-11 классе не менее 136 учебных часов, из расчета 2 часов в неделю. В соответствии с учебным планом МБОУ
Сергеевская СОШ на 2023-2024 учебный год Рабочая программа 10-11 класса рассчитана на 34 учебных недели,
количество часов на год - 68 часов, 2 часа в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В результате освоения предметного содержания по физике у обучающихся, окончивших 10-11 класс,
формируются:
Личностные результаты
познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и
технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к
физике как элементу общечеловеческой культуры;
Обучающийся получит возможность для формирования:
мотивации образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;
ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты

Регулятивные УУД
Обучающийся научится
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их
выполнения;
Обучающийся получит возможность научиться:
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать
факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской
деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки зрения);
Обучающийся получит возможность научиться:
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные
последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью
знаков в схеме;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе
имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной
коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы,
перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно
таково) и корректировать.
Обучающийся получит возможность научиться:
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом и т. д.);
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программноаппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и
правила информационной безопасности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Выпускник научится:
соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина,
единицы измерения;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы
проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых
измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного
оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура,
атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока; при этом выбирать оптимальный способ измерения
и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом
конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и
графиков, делать выводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную
установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с
учетом заданной точности измерений;
анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических
явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в
повседневной жизни;
использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные
материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее
вклад в улучшение качества жизни;
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез
и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении
прямых измерений;
самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных
способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений,
обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности
полученных результатов;
воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой
информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике
информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. Физика и познание мира
Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания. Методы научного исследования физических
явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Научные факты и гипотезы. Физический закон – границы
применимости. Физические теории и принцип соответствия. Физические величины. Погрешность измерения
физических величин. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической
деятельности людей. Физика и культура1.
Механические явления
Границы применимости классической механики. Пространство и время. Относительность механического движения.
Важнейшие кинематические характеристики – перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и
движений.Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Инерциальная система отсчета.
Законы механики Ньютона.Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса.
Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.
Механическая энергия системы тел. Закон сохранения механической энергии. Работа силы.
Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы. Равновесие жидкости и газа.
Движение жидкостей и газов.
Основы молекулярно-кинетической теории
Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Тепловое
равновесие. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества.
Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева–

Клапейрона.Газовые законы. Агрегатные состояния вещества. Взаимные превращения жидкости и газа.Влажность
воздуха.Модель строения жидкостей.Поверхностное натяжение. Кристаллические и аморфные тела.
Основы термодинамики
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Уравнение теплового
баланса. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия тепловых
машин(паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой машины.
Основы электродинамики
Электрические заряды. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Закон Кулона. Напряженность и
потенциал электростатического поля. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Электроемкость. Конденсатор.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Сопротивление. Последовательное и параллельное соединение
проводников. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия
электрического тока. Колебательный контур. Электромагнитные волны. Диапазоны электромагнитных излучений и их
практическое применение.
Электромагнитные колебания. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в проводниках,
электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Сверхпроводимость.
Основы электродинамики (продолжение).
Индукция магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу.
Сила Ампера и сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Поток вектора магнитной индукции. Явление
электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Электромагнитное поле. Переменный ток. Явление
самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля.

Колебания и волны
Механические колебания и волны. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Превращения энергии при
колебаниях. Вынужденные колебания, резонанс. Поперечные и продольные волны. Энергия волны. Интерференция и
дифракция волн. Звуковые волны.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные
электромагнитные колебания. Резонанс. Переменный ток. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока.
Производство,

передача

и

потребление

электрической

энергии.

Элементарная

теория

трансформатора.

Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн.
Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение. Принципы радиосвязи и телевидения.
Оптика
Геометрическая оптика. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Законы отражения и преломления
света. Полное внутреннее отражение. Оптические приборы. Волновые свойства света. Скорость света. Интерференция
света. Когерентность. Дифракция света. Поляризация света. Дисперсия света. Практическое применение
электромагнитных излучений.
Элементы теории относительности
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Связь массы и энергии
свободной частицы. Энергия покоя. Связь массы с энергией.
Квантовая физика
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Гипотеза де Бройля о
волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенности Гейзенберга.

Планетарная модель строения атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света
атомом. Лазеры.
Состав и строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных
превращений атомных ядер.
Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. и энергия связи нуклонов в ядре.
Ядерная энергетика. Применение ядерной энергетики. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза
излучения, закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы. Фундаментальные
взаимодействия.
Строение Вселенной
Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение солнечной системы. Система
«Земля – Луна». Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура
солнца и состояние вещества в нем, химический состав). Источники энергии и внутреннее строение Солнца.
Классификация звезд. Звезды и источники их энергии. Физическая природа звезд. Наша Галактика (состав, строение,
движение звезд в Галактике и ее вращение). Происхождение и эволюция галактик и звезд. Представление о строении и
эволюции Вселенной.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тематическое
Содержание по темам
Основные виды деятельности учащихся
планирование
10 класс (68ч, 2 ч в неделю)
Введение. Физика и естественно - научный метод познания природы.
Физика и
естественно научный
метод
познания
природы
.

Физика
фундаментальная наука о
природе. Научный метод
познания.
Методы исследования
физических
явлений.
Моделирование физических
явлений
и
процессов.
Научные факты и гипотезы.
Физические
законы
и
границы их применимости.
Физические
теории
и
принцип
соответствия.
Физические
величины.
Погрешности
измерений
физических величин. Роль и
место
физики
в
формировании современной
научной картины мира, в
практической деятельности
людей

Объяснять на примерах роль и место физики в формировании современной научной
картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической
деятельности людей;
демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными
науками;
воспроизводить схему научного познания, приводить примеры её использования
Давать определение понятий и распознавать их: модель, научная гипотеза, физическая
величина, физическое явление, научный факт, физический закон, физическая теория,
принцип соответствия.
Обосновывать необходимость использования моделей для описания физических явлений
и процессов. Приводить примеры
конкретных явлений, процессов и моделей для их описания.
Приводить примеры физических величин. Формулировать физические законы. Указывать
границы применимости физических законов.
Приводить примеры использования физических знаний в
декоративно-прикладном
искусстве, музыке, спорте.
Осознавать ценность научного познания мира для человечества в целом и для каждого
человека в отдельности, важность овладения методом научного познания для достижения
успеха в любом виде практической деятельности. Готовить презентации и сообщения по
изученным темам
Механика.

Кинематика

Механическое движение.
Системы отсчёта.
Скалярные и векторные
физические величины.
Материальная точка.
Поступательное движение.
Траектория, путь,
перемещение, координата,

Давать определение понятий: механическое движение, поступательное движение,
равномерное движение, неравномерное движение, равноускоренное движение, движение
по окружности с постоянной скоростью, система отсчёта, материальная точка, траектория,
путь, перемещение, координата, момент времени, промежуток времени, скорость
равномерного движения, средняя скорость,
мгновенная скорость, ускорение,
центростремительное ускорение.
Распознавать в конкретных ситуациях, наблюдать явления: механическое движение,
поступательное движение, равномерное движение, неравномерное движение,

момент времени,
промежуток времени.
3акон относительности
движения.
Равномерное прямолинейное
движение. Скорость
равномерного
прямолинейного движения.
Уравнение равномерного
движения. Графики
равномерного движения.
Неравномерное движение.
Средняя скорость.
Мгновенная скорость.
Ускорение. Равноускоренное
движение.
Уравнение равноускоренного
движения. Графики равноускоренного движения.
Движение по окружности с
постоянной по модулю
скоростью.
Центростремительное
ускорение.
Лабораторные работы:
1. Изучение движения тела
по окружности

равноускоренное движение, движение по окружности с постоянной скоростью.
Воспроизводить
явления:
механическое
движение,
равномерное
движение,
неравномерное движение, равноускоренное движение, движение по окружности с
постоянной скоростью для конкретных тел.
3адавать систему отсчёта для описания движения конкретного тела.
Распознавать ситуации, в которых тело можно считать материальной точкой.
Описывать траектории движения тел, воспроизводить движение и приводить примеры
тел, имеющих заданную траекторию движения.
Определять в конкретных ситуациях значения скалярных физических величин: момента
времени, промежутка времени, координаты, пути, средней скорости.
Находить модуль и проекции векторных величин.
Определять в конкретных ситуациях направление
и проекции векторных физических величин: перемещения, скорости равномерного
движения, мгновенной скорости, ускорения, центростремительного ускорения. Применять
знания о действиях с векторами, полученные на уроках геометрии. Записывать уравнения
равномерного и равноускоренного механического движения. Составлять уравнения
равномерного и равноускоренного прямолинейного движения в конкретных ситуациях.
Определять по уравнениям параметры движения. Применять знания о построении и
чтении графиков зависимости между величинами, полученные на уроках алгебры.
Строить график зависимости координаты материальной точки от времени движения.
Определять по графику зависимости координаты от времени характер механического
движения, начальную координату, координату в указанный момент времени, изменение
координаты за некоторый промежуток времени, проекцию скорости (для равномерного
прямолинейного движения).
Определять по графику зависимости проекции скорости от времени характер
механического движения,
начальной скорости, проекцию ускорения, изменение
координаты. Определять по графику зависимости проекции ускорения от времени
характер механического движения, изменение проекции скорости за определённый
промежуток времени.
Давать определение понятий: абсолютно твёрдое тело, поступательное и вращательное
движения абсолютно твёрдого
тела. Распознавать в конкретных ситуациях,
воспроизводить и наблюдать поступательное и вращательное движения твёрдого тела.
Применять модель абсолютно твёрдого тела
для описания движения тел. Вычислять
значение угловой и линейной скоростей, частоты и периода обращения в конкретных
ситуациях. Различать путь и перемещение, мгновенную и среднюю скорости. Измерять
значения перемещения, пути, координаты, времени движения, мгновенной скорости,
средней скорости, ускорения, времени движения. Работать в паре при выполнении
лабораторных работ и практических заданий. Применять модели «материальная точка»,

3аконы
динамики
Ньютона

Явление инерции. Масса и
сила. Инерциальные
системы отсчёта.
Взаимодействие тел.
Сложение сил. Первый,
второй и третий законы
Ньютона.

Силы в
механике

3акон всемирного тяготения.
Гравитационная постоянная.
Сила тяжести. Вес и
невесомость.
Силы упругости. 3акон Гука.
Силы трения.
Лабораторные работы:
2. Измерение жёсткости
пружины.
3. Измерение коэффициента
трения скольжения.

3акон
сохранения

Импульс тела. Импульс
силы. 3акон сохранения

«равномерное прямолинейное движение», «равноускоренное движение» для описания
движения реальных тел и объектов, изучаемых в курсе биологии
Давать определение понятий: инерция, инертность, масса, сила, равнодействующая сила,
инерциальная система отсчёта. Распознавать, наблюдать явление инерции. Приводить
примеры его проявления в конкретных ситуациях. Объяснять механические явления в
инерциальных системах отсчёта. Выделять действия тел друг на друга и характеризовать
их силами. Применять знания о действиях над векторами, полученные на уроках
геометрии. Определять равнодействующую силу двух сил. Формулировать первый, второй
и третий законы Ньютона, условия их применимости. Применять первый, второй и третий
законы Ньютона при решении расчётных задач.
Формулировать принцип относительности Галилея
Перечислять виды взаимодействия тел и виды сил в механике. Давать определение
понятий: сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес, невесомость.
Формулировать закон всемирного тяготения и условия его применимости. Находить в
дополнительной литературе и Интернете информацию об открытии Ньютоном закона
всемирного тяготения. Применять закон всемирного тяготения при решении конкретных
задач. Рассчитывать силу тяжести в конкретных ситуациях. Вычислять вес тел в
конкретных ситуациях.
Называть сходство и различия веса и силы тяжести. Распознавать и воспроизводить
состояние тел, при которых вес тела равен силе тяжести, больше или меньше её.
Описывать и воспроизводить состояние невесомости тела. Готовить презентации и
сообщения о поведении тел в условиях невесомости, о полётах человека в космос, о
достижениях нашей страны в подготовке космонавтов к полётам в условиях невесомости.
Распознавать, воспроизводить и наблюдать различные виды деформации тел.
Формулировать закон Гука, границы его применимости. Вычислять и измерять силу
упругости, жёсткость пружины. Распознавать, воспроизводить, наблюдать явления сухого
трения покоя, скольжения, качения, явление сопротивления при движении тела в
жидкости или газе. Измерять и изображать графически силы трения покоя, скольжения,
качения, жидкого трения в конкретных ситуациях. Использовать формулу для вычисления
силы трения скольжения при решении задач.
Измерять силу тяжести, силу упругости, вес тела, силу трения, удлинение пружины
Определять с помощью косвенных измерений жёсткость пружины, коэффициент трения
скольжения.
Работать в паре при выполнении практических заданий.
Находить в дополнительной литературе и Интернете информацию о вкладе разных
учёных в развитие механики. Готовить презентации и сообщения по изученным темам.
Давать определение понятий: импульс материальной точки, импульс силы, импульс
системы тел, замкнутая система тел, реактивное движение.

импульса

3акон
сохранения
механической
энергии

Статика

импульса тела.
Реактивное движение

Распознавать, воспроизводить, наблюдать упругие и неупругие столкновения тел,
реактивное движение.
Находить в конкретной ситуации значения импульса материальной точки и импульса
силы. Формулировать закон сохранения импульса, границы его применимости.
Составлять уравнения, описывающие закон сохранения импульса в конкретной ситуации.
Находить, используя составленное уравнение, неизвестные величины.
Создавать ситуации в которых проявляется закон сохранения импульса. Находить в
дополнительной литературе и Интернете информацию по заданной теме.
Готовить презентации и сообщения по изученным темам. Готовить презентации и
сообщения о полётах человека в космос, о достижениях нашей страны в освоении
космического пространства. Работать в паре или группе при выполнении практических
заданий
Работа силы. Мощность.
Давать определение понятий: работа силы, мощность, кинетическая энергия,
Кинетическая энергия.
потенциальная энергия, полная механическая энергия, изолированная система,
Работа силы тяжести.
консервативная сила. Вычислять в конкретной ситуации значения физических величин:
Потенциальная энергия тела работы силы, работы силы тяжести, работы силы упругости, работы силы трения,
в гравитационном поле.
мощности, кинетической энергии, изменения кинетической энергии, потенциальной
Работа силы упругости.
энергии тел в гравитационном поле, потенциальной энергии упруго деформированного
Потенциальная энергия
тела, полной механической энергии. Составлять уравнения, связывающие работу силы,
упруго деформированного
действующей на тело в конкретной ситуации, с изменением кинетической энергии тела.
тела.
Находить, используя составленное уравнение, неизвестные величины.
3акон сохранения
Формулировать закон сохранения полной механической энергии, называть границы его
механической энергии.
применимости.
Составлять уравнения, описывающие закон сохранения полной механической энергии, в
Лабораторные работы:
конкретной ситуации. Находить, используя составленное уравнение, неизвестные
4. Изучение закона
величины.
сохранения механической
Создавать ситуации, в которых проявляется закон сохранения полной механической
энергии.
энергии. Выполнять экспериментальную проверку закона сохранения механической
энергии. Выполнять косвенные измерения импульса тела, механической энергии тела,
Контрольные работы:
работы силы трения. Работать в паре, группе при выполнении практических заданий.
1. Механика
Находить в дополнительной литературе и Интернете информацию по заданной теме.
Применять законы сохранения импульса и механической энергии для описания движения
реальных тел
Равновесие материальной
Давать определение понятий: равновесие, устойчивое рановесие, не устойчивое
точки и твердого тела. Виды рановесие, безразличное равновесие,плечо силы,момент силы. Находить в конкретной
равновесия. Условия
ситуации значения плеча силы. Момента силы. Перечислять условия равновесия
равновесия.
материальной точки и твердого тела.Составлятьуравнения,описывающие условия
Момент силы.
равновесия, в конкретных ситуациях. Определять, используя составленное уравнение,

Лабораторная работа:
5. Изучение равновесия
тела под действием
нескольких сил.
Основы
Давление. 3акон Паскаля.
гидромеханики Равновесие жидкости и газа.
3акон Архимеда. Плавание
тел.

неизвестные величины.Распознавать, воспроизводить и наблюдать различные виды
равновесия тел. Измерять силу с помощью пружинного динамометра, измерятьп лечо
силы. Работать в паре, группе при выполнении практических заданий. Находитьв
дополнительной литературе и Интернете информацию о значении статики в
строительстве, технике, быту,объяснение формы и размеров объектов природы. Готовить
презентации и сообщения по заданным темам. Работать в паре при выполнении
лабораторной работы.
Описывать механическую картину мира. Перечислять объекты, модели, явления,
физические величины, законы, научные факты, средства описания, рассматриваемые в
классической механике. Формулировать прямую и обратную задачи механики. Указывать
границы применимости моделей и законов классической механики. Называть примеры
использования моделей и законов механики для описания движения реальных тел
Молекулярная физика и термодинамика.

Основы
молекулярнокинетической
теории (МКТ)

Молекулярно - кинетическая
теория (МКТ) строения
вещества и её
экспериментальные
доказательства. Броуновское
движение.
Температура и тепловое
равновесие. Шкалы Цельсия
и Кельвина. Абсолютная
температура как мера
средней
кинетической энергии
теплового движения частиц
вещества
Силы взаимодействия
молекул в разных
агрегатных состояниях
вещества. Модель
«идеальный газ». Давление
газа. Связь между давлением
и средней кинетической
энергией поступательного
теплового движения молекул
идеального газа.

Давать определение понятий: тепловые явления, макроскопические тела, тепловое
движение, броуновское движение, диффузия, относительная молекулярная масса,
количество вещества, молярная масса, молекула, масса молекулы, скорость движения
молекулы, средняя кинетическая энергия молекулы, силы взаимодействия молекул,
идеальный газ, микроскопические параметры, макроскопические параметры, давление
газа,
абсолютная
температура,
тепловое
равновесие,
МКТ.
Перечислять
микроскопические и макроскопические параметры газа.
Перечислять основные положения МКТ, приводить примеры, результаты наблюдений и
описывать эксперименты, доказывающие их справедливость.
Распознавать и описывать явления: тепловое движение, броуновское движение, диффузия.
Воспроизводить и объяснять опыты, демонстрирующие зависимость скорости диффузии
от температуры и агрегатного состояния вещества. Наблюдать диффузию в жидкостях и
газах.
Использовать
полученные
на
уроках
химии
умения определять значения относительной молекулярной массы, молярной массы,
количества вещества, массы молекулы, формулировать физический смысл постоянной
Авогадро. Оценивать размер молекулы. Объяснять основные свойства агрегатных
состояний вещества на основе МКТ. Описывать модель «идеальный газ» Составлять
основное уравнение МКТ идеального газа в конкретной ситуации. Определять, используя
составленное уравнение, неизвестные величины.
Составлять уравнение, связывающее давление идеального газа со средней кинетической
энергией молекул, в конкретной ситуации. Определять, используя составленное
уравнение, неизвестные величины.
Описывать способы измерений температуры. Сравнивать шкалы Кельвина и Цельсия.
Составлять уравнение, связывающее абсолютную температуру идеального газа со средней

Основное уравнение
молекулярно-кинетической
теории идеального газа.

Уравнение
состояния
газа.

Лабораторная работа
6. Измерение температуры
жидкостными и цифровыми
термометрами.
Уравнение состояния
идеального газа. Уравнение
Менделеева - Клапейрона.
аИзопроцессы. Газовые
законы.
Лабораторная работа:
7. Экспериментальная
проверка закона Гей Люссака

Взаимные
превращения
жидкости и
газа.
Жидкости.

Взаимные превращения
жидкости и газа.
Насыщенные и
ненасыщенные пары.
Модель строения жидкости.
Поверхностное натяжение.

Твёрдые тела

Модель строения твердых
тел. Кристаллические и
аморфные тела.
Внутренняя энергия.
Термодинамическая система
и её равновесное состояние.
Работа и теплопередача как
способы изменения
внутренней энергии.

Основы
термодинамик
и

кинетической энергией молекул, в конкретной ситуации. Определять, используя
составленное уравнение, неизвестные величины. Составлять уравнение, связывающее
давление идеального газа с абсолютной температурой, в конкретной ситуации.
Определять, используя составленное уравнение, неизвестные величины. Измерять
температуру жидкости, газа жидкостными и цифровыми термометрами.
Работать в паре, группе при выполнении практических заданий. Находить в
дополнительной литературе и Интернете сведения по истории развития атомистической
теории строения вещества.
Составлять уравнение состояния идеального газа и уравнение Менделеева - Клапейрона в
конкретной ситуации. Вычислять, используя составленное уравнение, неизвестные
величины. Распознавать и описывать изопроцессы в идеальном газе. Формулировать
газовые законы и определять границы их применимости. Составлять уравнения для их
описания. Вычислять, используя составленное уравнение, неизвестные величины.
Представлять в виде графиков изохорный, изобарный и изотермический процессы.
Определять по графикам характер процесса и макропараметры идеального газа. Измерять
давление воздуха манометрами и цифровыми датчиками давления газа, температуру газа
- жидкостными термометрами и цифровыми температурными датчиками. Работать в паре,
группе при выполнении практических заданий. Находить в дополнительной литературе и
Интернете сведения по заданной теме. Готовить презентации и сообщения по заданным
темам. Применять модель идеального газа для описания поведения реальных газов.
Давать определение понятий: испарение, конденсация, кипение, динамическое
равновесие, насыщенный пар, не насыщенный пар.
Распознавать, воспроизводить, наблюдать явления: испарение, конденсация, кипение.
Перечислять свойства жидкости и объяснять их с помощью модели строения жидкости,
созданной на основе м к т.
Давать определение понятий: сила поверхностного натяжения, коэффициент
поверхностного натяжения. Распознавать и воспроизводить примеры проявления действия
силы поверхностного натяжения.
Называть сходства и различия твёрдых тел, аморфных тел, жидких кристаллов.
Перечислять свойства твёрдых тел
Давать
определение
понятий:
термодинамическая
система,
изолированная
термодинамическая система, равновесное состояние, термодинамический процесс,
внутренняя энергия, внутренняя энергия идеального газа, теплоёмкость, количество
теплоты, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная
теплота сгорания топлива, работа в термодинамике, обратимый процесс, необратимый
процесс, нагреватель, холодильник, рабочее тело, тепловой двигатель, КПД теплового

Количество теплоты.
Теплоёмкость.
Уравнение теплового
баланса. Первый закон
термодинамики.
Адиабатный процесс.
Необратимость тепловых
процессов.
Преобразования энергии в
тепловых машинах.
КПД тепловых машин.
Контрольные работы:
2. Основы МКТ и
термодинамики

двигателя.
Распознавать термодинамическую систему, характеризовать её состояние и процессы
изменения состояния.
Описывать способы изменения состояния термодинамической системы путём совершения
механической работы и теплопередаче.
Составлять уравнение теплового баланса в конкретной ситуации. Вычислять, используя
составленное уравнение, неизвестные величины.
Определять значения внутренней энергии идеального газа, изменение внутренней
энергии идеального газа, работы идеального газа , работы над идеальным газом,
количества теплоты в конкретных ситуациях.
Определять значение работы идеального газа по графику зависимости давления от объёма
при изобарном процессе.
Формулировать первый закон термодинамики. Составлять уравнение, описывающее
первый закон термодинамики, в конкретных ситуациях для изопроцессов в идеальном
газе. Вычислять, используя составленное уравнение, неизвестные величины.
Различать обратимые и необратимые процессы. Подтверждать примерами необратимость
тепловых процессов.
Приводить примеры тепловых двигателей, выделять в примерах основные части
двигателей, описывать принцип действия. Вычислять значения КПД теплового двигателя
в конкретных ситуациях.
Находить в литературе и Интернете информацию о проблемах энергетики и охране
окружающей среды. Участвовать в дискуссии о проблемах энергетики и охране
окружающей среды, вести диалог, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения,
выслушивать мнение оппонента.
Основы электродинамики.

Электростатик Электрический заряд.
а
3акон сохранения
электрического заряда.
Электрическое
взаимодействие. 3акон
Кулона.
Напряжённость и потенциал
электростатического поля,
связь между ними.
Линии напряжённости и
эквипотенциальные

Давать определение понятий: электрический заряд, элементарный электрический заряд,
точечный электрический заряд, свободный электрический заряд, электрическое поле,
напряжённость электрического поля, линии напряжённости электрического поля,
однородное электрическое поле, потенциал
электрического поля, разность потенциалов, энергия электрического поля,
эквипотенциальная
поверхность,
электростатическая
индукция,
поляризация
диэлектриков, диэлектрическая проницаемость вещества, электроёмкость, конденсатор.
Распознавать, воспроизводить и наблюдать различные способы электризации тел.
Объяснять явление электризации на основе знаний о строении вещества.
Описывать и воспроизводить взаимодействие заряженных тел.
Описывать принцип действия электрометра.

поверхности. Принцип
суперпозиции электрических
полей. Разность
потенциалов.
Электрическая ёмкость.
Конденсатор.

3аконы
постоянного
тока.

Постоянный электрический
ток. Сила тока.
Сопротивление.
Последовательное и
параллельное соединения
проводников.

Формулировать закон сохранения электрического заряда, условия его применимости.
Составлять уравнение, выражающее закон сохранения электрического заряда,
в
конкретных ситуациях. Вычислять, используя составленное уравнение, неизвестные
величины.
Формулировать закон Кулона, условия его применимости. Составлять уравнение,'
выражающее закон Кулона, в конкретных ситуациях. Вычислять, используя составленное
уравнение неизвестные величины.
Вычислять значение напряжённости поля точечного электрического заряда, определять
направление вектора напряжённости в конкретной ситуации, Формулировать принцип
суперпозиции электрических полей. Определять направление и значение результирующей
напряжённости электрического поля системы точечных зарядов.
Изображать электрическое поле с помощью линий напряжённости. Распознавать и
изображать линии напряжённости поля точечного заряда, системы точечных зарядов,
параллельной плоскости, двух параллельных плоскостей, однородного и неоднородного
электрических полей.
Определять по линиям напряжённости электрического поля знаки и характер
распределения зарядов.
Определять потенциал электростатического поля в данной точке поля точечного
электрического заряда, разность потенциалов, напряжение в конкретных ситуациях.
Составлять уравнения, связывающие напряженность электрического поля с разностью
потенциалов. Вычислять, используя составленное уравнение, неизвестные величины.
Изображать эквипотенциальные поверхности
электрического поля. Распознавать и
воспроизводить
эквипотенциальные поверхности поля точечного заряда, системы
точечных зарядов, заряженной пластины, двух параллельных плоскостей; однородного и
неоднородного электрических полей.
Объяснять устройство, принцип действия, практическое значение конденсаторов.
Вычислять значение электроёмкости плоского конденсатора, заряда конденсатора,
напряжения на обкладках конденсатора, параметров
плоского конденсатора, энергии
электрического поля заряженного конденсатора в конкретных ситуациях.
Находить в Интернете и дополнительной литературе
информацию об открытии
электрона, истории изучения электрических явлений. Готовить презентации и сообщения
по изученным темам.
Давать определение понятий: электрический ток, сила тока,
вольтамперная
характеристика, электрическое сопротивление, сторонние силы, электродвижущая сила.
Перечислять условия существования электрического тока. Распознавать и воспроизводить
явление электрического тока, действия электрического тока в проводнике.
Объяснять механизм явлений на основании знаний о строении вещества.
Пользоваться амперметром, вольтметром, учитывать особенности измерения конкретным

Работа и мощность тока.
3акон Джоуля – Ленца.
Электродвижущая сила
(ЭДС).
3акон Ома для полной
электрической цепи.

Электрически
й ток в
различных
средах.

прибором и правила подключения в электрическую цепь.
Исследовать экспериментально зависимость силы тока в проводнике от напряжения и от
сопротивления проводника. Строить график вольтамперной характеристики.
Формулировать закон Ома для участка цепи, условия его применимости. Составлять
уравнение, описывающее закон Ома для участка цепи, в конкретных ситуациях.
Вычислять, используя составленное уравнение, неизвестные значения величин.
Рассчитывать общее сопротивление участка цепи при последовательном и параллельном
Лабораторные работы:
соединениях проводников. Выполнять расчёты силы токов и напряжений в различных
8.Последовательное и
электрических цепях.
параллельное соединения
Формулировать и использовать закон Джоуля- Ленца. Определять работу и мощность
проводников.
электрического тока, количество теплоты, выделяющейся в проводнике с током, при
9. Измерение ЭДС источника заданных параметрах.
тока.
Формулировать закон Ома для полной цепи, условия его применимости. Составлять
уравнение, выражающее закон Ома для полной цепи, в конкретных ситуациях.
Контрольные работы:
Рассчитывать, используя составленное уравнение, неизвестные величины.
3. Основы
Измерять значение электродвижущей силы, напряжение и силу тока на участке цепи с
электродинамики
помощью вольтметра, амперметра.
Соблюдать правила техники безопасности при работе с источниками тока.
Работать в паре, группе при выполнении практических заданий.
Находить в литературе и Интернете информацию о связи электромагнитного
взаимодействия с химическими реакциями и биологическими процессами, об
использовании электрических явлений живыми организмами и т. д.
Готовить презентации и сообщения по изученным темам
Электронная проводимость
Давать определение понятий: носители электрического заряда, проводимость,
металлов. 3ависимость
собственная проводимость, примесная проводимость, электронная проводимость,
сопротивления проводника
дырочная проводимость, р-п- Переход, вакуум, термоэлектронная эмиссия, электролиз,
от
газовый разряд, рекомбинация, ионизация, самостоятельный разряд, несамостоятельный
температуры.
разряд, Распознавать и описывать явления прохождения электрического тока через
Электрический ток в
проводники, полупроводники, вакуум, электролиты, газы.
полупроводниках.
Качественно характеризовать электрический ток в среде: называть носители зарядов,
Собственная и
механизм их образования, характер движения зарядов в электрическом поле и в его
примесная проводимости.
отсутствие, зависимость силы тока от напряжения и зависимость силы тока от внешних
р-n – Переход
условий. Перечислять основные положения теории электронной проводимости металлов.
Электрический ток в
Вычислять значения средней скорости упорядоченного движения электронов в металле
электролитах.
под действием электрического поля в конкретной ситуации. Определять сопротивление
Электрический ток в
металлического проводника при данной температуре. Перечислять основные положения
вакууме
теории электронно-дырочной проводимости полупроводников.
и газах.
Приводить примеры
чистых полупроводников, полупроводников с донорными и

Повторение

Механика. Основы
электродинамики.

акцепторными примесями. Приводить примеры использования полупроводниковых
приборов. Перечислять условия существования электрического тока в вакууме.
Применять знания о строении вещества для описания явления термоэлектронной
эмиссии. Описывать принцип действия вакуумного диода, электронно-лучевой трубки.
Приводить примеры
использования вакуумных приборов. Объяснять механизм
образования свободных зарядов в растворах и расплавах электролитов. Применять знания
о строении вещества для описания явления электролиза. Приводить примеры
использования электролиза. Объяснять механизм образования свободных зарядов в газах.
Применять знания о строении вещества для описания явлений самостоятельного и
несамостоятельного разрядов. Распознавать, приводить примеры, перечислять условия
возникновения самостоятельного и несамостоятельного газовых разрядов, различных
типов газовых разрядов. Приводить примеры использования газовых разрядов. Находить
в литературе и Интернете информацию по заданной теме. Перерабатывать, анализировать
и представлять информацию в соответствии с поставленными задачами.
Готовить презентации и сообщения по изученным темам.
Перерабатывать,
анализировать и представлять информацию в соответствии с
поставленными задачами.
Готовить презентации и сообщения по изученным темам. Работать в паре, группе.
Составлять уравнения, вычислять, используя составленное уравнение, неизвестные
величины. Контролировать решение задач самим и другими учащимися
11 класс (68ч, 2 ч в неделю)
Основы электродинамики (продолжение).

Магнитное
поле.

Магнитное поле. Индукция
магнитного поля. Вектор
магнитной индукции.
Действие магнитного поля
на
проводник с током и
движущуюся заряженную
частицу.
Сила Ампера. Сила Лоренца.
Правило левой руки.
Магнитные свойства
вещества.
Лабораторная работа.

Давать определение понятий: магнитное поле, индукция магнитного поля, вихревое поле,
сила Ампера, сила Лоренца, ферромагнетик, домен, температура Кюри. Давать
определение единицы индукции магнитного поля. Перечислять основные свойства
магнитного поля. Изображать магнитные линии постоянного магнита, прямого
проводника с током, катушки с током.
Наблюдать взаимодействие катушки с током и магнита, магнитной стрелки и проводника с
током, действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу.
Формулировать закон Ампера, называть границы его применимости. Определять
направление линий индукции магнитного поля с помощью
правила буравчика,
направление векторов силы Ампера и силы Лоренца с помощью правила левой руки.
Применять закон Ампера и формулу для вычисления силы Лоренца при решении задач.
Перечислять типы веществ по магнитным свойствам, называть свойства диа-, пара-, и
ферромагнетиков.
Измерять силу взаимодействия катушки с током и магнита.

1. Измерение силы
взаимодействия магнита и
катушки с током

Электромагни
тная
индукция.

Работать в паре при выполнении практических заданий, в паре и группе при решении
задач.
Находить в литературе и Интернете информацию о вкладе Ампера, Лоренца в изучение
магнитного поля, русского физика Столетова в исследование магнитных свойств
ферромагнетиков, о применении закона Ампера, практическом использовании действия
магнитного поля на движущийся заряд, об ускорителях элементарных частиц, о вкладе
российских ученых в создание ускорителей элементарных частиц, в том числе в
объединённом институте ядерных исследований (ОИЯИ) в г. Дубне и на адроном
коллайдере в ЦЕРНе; об использовании ферромагнетиков, о магнитном поле Земли.
Готовить презентации и сообщения по изученным темам
Явление электромагнитной
Давать определение понятий: явление электромагнитной индукции, магнитный поток,
индукции. Магнитный
ЭДС индукции, индуктивность, самоиндукция, ЭДС самоиндукции.
поток. Правило Ленца. 3акон Распознавать, воспроизводить, наблюдать явление электромагнитной индукции,
электромагнитной
показывать причинно-следственные связи при наблюдении явления. Наблюдать и
индукции.
анализировать эксперименты, демонстрирующие правило Ленца.
Электромагнитное поле.
Формулировать правило Ленца, закон электромагнитной индукции, называть границы его
Практическое применение
применимости.
закона электромагнитной
Исследовать явление электромагнитной индукции.
индукции
Работать в паре и группе при выполнении практических заданий, планировать
Явление самоиндукции.
эксперимент.
Индуктивность.
Перечислять примеры использования явления электромагнитной индукции.
Энергия, магнитного поля
Распознавать, воспроизводить, наблюдать явление самоиндукции, показывать причиннотока.
следственные связи при наблюдении явления.
Формулировать закон самоиндукции, называть границы его применимости.
Лабораторная работа:
Проводить аналогию между самоиндукцией и инертностью.
2. Исследование явления
Определять зависимость индуктивности катушки от её длины и площади витков.
электромагнитной
Определять в конкретной ситуации значения магнитного потока, ЭДС индукции, ЭДС
индукции.
самоиндукции, индуктивность.
Находить в литературе и Интернете информацию об истории открытия явления
Контрольные работы:
электромагнитной индукции, о вкладе в изучение этого явления российского физика Э. Х.
1. Электромагнетизм
Ленца, о борьбе с проявлениями электромагнитной индукции и её использовании в
промышленности. Готовить презентации и сообщения по изученным темам.
Колебания и волны.

Механические
колебания

Механические колебания.
Свободные колебания.
Математический и
пружинный маятники.

Давать определение понятий: колебания, колебательная система, механические колебания,
гармонические колебания, свободные колебания, затухающие колебания, вынужденные
колебания, резонанс, смещение, амплитуда, период, частота, собственная частота, фаза.
Называть условия возникновения колебаний. Приводить примеры колебательных систем.

Превращения энергии при
колебаниях. Амплитуда,
период, частота, фаза
колебаний. Вынужденные
колебания, резонанс.
Лабораторная работа:
3. Определение ускорения
свободного падения при
помощи маятника.
Исследование:
При затухании колебаний
амплитуда обратно
пропорциональна времени.

Электромагни
тные
колебания.

Электромагнитные
колебания. Колебательный
контур.
Свободные
электромагнитные
колебания.
Переменный ток.

Описывать модели «пружинный маятник», «математический маятник».
Перечислять виды колебательного движения, их свойства.
Распознавать, воспроизводить, наблюдать гармонические колебания, свободные
колебания, затухающие колебания, вынужденные колебания, резонанс.
Перечислять способы получения Свободных и вынужденных механических колебаний.
Составлять уравнение механических колебаний, записывать его решения. Определять по
уравнению колебательного движения параметры колебаний.
Представлять графически зависимость смещения от времени при колебаниях
математического и пружинного маятников. Определять по графику характеристики
колебаний: амплитуду, период и частоту.
Вычислять в конкретной ситуации значения периода колебаний математического и
пружинного маятников, энергии маятника.
Объяснять превращения энергии при колебаниях математического маятника и груза на
пружине.
Работать в парах и группе при решении задач и выполнении практических заданий,
исследований, планировать эксперимент.
Вести дискуссию на тему «Роль резонанса в технике и быту»
Находить в литературе и интернете информацию об использовании механических
колебаний в приборах геологоразведки, часах, качелях,
других устройствах, об
использовании в технике и музыке резонанса и о борьбе с ним.
Готовить презентации и сообщения по изученным темам.
Решать задачи. Контролировать решение задач самим и другими учащимися.
Давать определение понятий: электромагнитные колебания, колебательный контур,
свободные электромагнитные колебания, вынужденные электромагнитные колебания,
переменный электрический ток, активное сопротивление, действующее значение силы
тока, действующее значение напряжения, трансформатор, коэффициент трансформации.
Изображать схему колебательного контура и описывать принцип его работы.
Распознавать, воспроизводит,
наблюдать свободные электромагнитные колебания.
Анализировать превращения энергии в колебательном контуре при электромагнитных
колебаниях. Представлять в виде графиков зависимость электрического заряда, силы тока
и напряжения от времени при свободных электромагнитных колебаниях. Определять по
графику колебаний характеристики: амплитуду, период и частоту. Записывать формулу
Томсона. Вычислять с помощью формулы Томсона период и частоту свободных
электромагнитных колебаний.
Определять период, частоту, амплитуду колебаний в конкретных ситуациях. Объяснять
принцип получения переменного тока, устройство генератора переменного тока.
Называть особенности переменного электрического тока на участке цепи с резистором.
Записывать закон Ома для цепи переменного тока. Находить значения силы тока,

Механические
волны.

Механические волны.
Поперечные и продольные
волны. Энергия волны.
3вуковые волны.

Электромагни
тные волны.

Электромагнитные волны,
поле.
Вихревое электрическое
поле.
Диапазоны
электромагнитных
излучений и их
практическое применение.
Контрольные работы:
2. Колебания и волны

напряжения, активного сопротивления цепи переменного тока в конкретных ситуациях.
Вычислять значения мощности, выделяющейся в цепи переменного тока, действующие
значения тока и напряжения. Описывать устройство, принцип действия и применение
трансформатора. Находить в литературе и интернете информацию получении, передаче и
использовании переменного тока, об истории создания и применении трансформаторов,
называть основных потребителей электроэнергии. Вести дискуссию о пользе и вреде
электростанций, аргументировать свою позицию, уметь выслушивать мнение других
участников.
Готовить презентации и сообщения по изученным темам.
Давать определение понятий: механическая волна, поперечная волна, продольная волна,
скорость волны, длина волны, звуковая волна, громкость звука, высота тона, тембр,
отражение, преломление, поглощение, интерференция, механических волн, когерентные
источники, стоячая волна, акустический резонанс, плоскополяризованная волна.
Перечислять свойства механических волн.
Распознавать, воспроизводить, наблюдать механические волны, поперечные волны,
продольные волны, отражение, преломление, поглощение, интерференцию, механических
волн.
Называть характеристики волн: скорость, частота, длина волны, разность фаз.
Определять в конкретных ситуациях скорости, частоты, длины волны, разности фаз волн.
Находить в литературе и интернете информацию о возбуждении, передаче и
использовании звуковых волн, об использовании резонанса звуковых волн в музыке и
технике.
Вести дискуссию о пользе и вреде воздействия на человека звуковых волн,
аргументировать свою позицию, уметь выслушивать мнение других участников.
Готовить презентации и сообщения по изученным темам
Давать определение понятий: электромагнитное поле, вихревое электрическое поле,
электромагнитные волны, скорость волны, длина волны, фаза волны, отражение,
преломление, поглощение, интерференция, дифракция, поперечность, поляризация
электромагнитных волн, радиосвязь, радиолокация.
Объяснять взаимосвязь переменных электрического и магнитного полей. Рисовать схему
распространения электромагнитной волны. Перечислять свойства и характеристики
электромагнитных волн. Распознавать, наблюдать электромагнитные волны, излучение,
приём, отражение, преломление, поглощение, интерференцию, дифракцию и
поляризацию электромагнитных волн.
Вычислять в конкретных ситуациях значения характеристик волн: скорости, частоты,
длины волны, разности фаз. Исследовать свойства электромагнитных волн с помощью
мобильного телефона. Называть и описывать современные средства связи. Выделять роль
А. С. Попова в изучении электромагнитные волн и создании радиосвязи.

Относиться с уважением к учёным и их открытиям, обосновывать важность открытия
электромагнитных волн для развития науки.
Находить в литературе и Интернете информацию, позволяющую ответить на
поставленные вопросы по теме.
Работать в паре и группе при решении задач и выполнении практических заданий.
Вести дискуссию о пользе и вреде использования человеком электромагнитных волн,
аргументировать свою позицию, уметь выслушивать мнение других участников.
Готовить презентации и сообщения по изученным темам.
Оптика.
Световые
волны.
Геометрическая
и волновая
оптика.

Геометрическая оптика.
Прямолинейное
распространение
света в однородной среде.
3аконы отражения и
преломления света. Полное
отражение. Оптические
приборы.
Волновые свойства света.
Скорость света.
Интерференция света.
Когерентность
волн. Дифракция света.
Поляризация света.
Дисперсия
света. Практическое
применение
электромагнитных
излучений.
Лабораторные работы:
4. Определение показателя
преломления среды.
5. Измерение фокусного
расстояния собирающей
линзы.
6. Определение длины
световой волны.

Давать определение понятий: свет, геометрическая оптика, световой луч, скорость света,
отражение света, преломление света, полное отражение света, угол падения, угол
отражения, угол преломления, относительный показатель преломления, абсолютный
показатель преломления, линза, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы,
дисперсия света, интерференция света, дифракция света, дифракционная решётка,
поляризация света, естественный свет, плоскополяризованный свет.
Описывать методы измерения скорости света.
Перечислять свойства световых волн. Распознавать, воспроизводить,
наблюдать
распространение световых волн, отражение, преломление, поглощение, дисперсию,
интерференцию, дифракцию и поляризацию световых волн.
Формулировать принцип Гюйгенса. 3аконы отражения и преломления света, границы их
применимости.
Строить ход луча в плоскопараллельной пластине, треугольной призме, поворотной
призме, оборачивающей призме, тонкой линзе.
Строить изображение предмета в плоском зеркале, в тонкой линзе.
Перечислять виды линз, их основные характеристики - оптический центр, главная
оптическая ось, фокус, оптическая сила.
Определять в конкретной ситуации значения угла падения, угла отражения, угла
преломления, относительного показателя преломления, абсолютного показателя
преломления, скорости света в среде, фокусного расстояния, оптической силы линзы,
увеличения линзы периода дифракционной решётки, положений интерференционных и
дифракционных максимумов и минимумов.
3аписывать формулу тонкой линзы, рассчитывать в конкретных ситуациях с её помощью
неизвестные величины.
Объяснять принцип коррекции зрения с помощью очков.
Экспериментально определять показатель преломления среды, фокусное расстояние
собирающей и рассеивающей линз, длину световой волны с помощью дифракционной
решётки.

Исследования:
1. Исследование
зависимости
угла преломления от угла
падения.
2. Исследование
зависимости расстояния от
линзы до
изображения от расстояния
от линзы до предмета.

Излучение и
спектры

Проверка гипотез:
Угол преломления
прямо пропорционален углу
падения.
Виды излучений.
Источники
света. Спектры.
Спектральный анализ.
Тепловое излучение.
Шкала электромагнитных
волн.
Наблюдение спектров.

Исследовать зависимость угла преломления от угла падения, зависимость расстояния от
линзы до изображения от расстояния от линзы до предмета.
Проверять гипотезы: угол преломления прямо пропорционален
углу падения и
конструировать модели телескопа и/или микроскопа.
Работать в паре и группе при выполнении
практических заданий, выдвижении гипотез, разработке методов проверки гипотез.,
Находить в литературе и Интернете информацию о биографиях
И. Ньютона,
Х. Гюйгенса, Т. Юнга, Ф. Френеля, об их научных
работах, о значении их работ для современной науки.
Высказывать своё мнение о значении научных открытий и работ по оптике И. Ньютона,
Х. Гюйгенса, Т. Юнга, О. Френеля.
Воспринимать, анализировать,
перерабатывать и предъявлять информацию в
соответствии с поставленными задачами.
Выделять основные положения корпускулярной и волновой теорий света. Участвовать в
обсуждении этих теорий и современных взглядов на природу света. Готовить презентации
и сообщения по изученным темам.
Давать
определение
понятий:
тепловое
излучение,
электролюминесценция,
катодолюминесценции, хемилюминесценция, фотолюминесценция. Перечислять виды
спектров. Распознавать, наблюдать сплошной спектр, линейчатый спектр, полосатый
спектр, спектр излучения и поглощения. Перечислять виды электромагнитных излучений,
их источники, свойства, применение. Использовать шкалу электромагнитных волн.
Сравнивать свойства электромагнитных волн разных диапазонов

Контрольные работы:
3. Оптика
Основы специальной теории относительности.
Основы
специальной
теории
относительности
(СТО)

Постулаты СТО:
инвариантность модуля
скорости света в вакууме,
принцип относительности
Эйнштейна.
Связь массы и энергии
свободной частицы. Энергия
покоя.

Давать определение понятий: событие, постулат, собственная инерциальная система
отсчёта, собственное время, собственная длина тела, масса покоя, инвариант, энергия
покоя.
Формулировать постулаты СТО. Формулировать выводы из постулатов СТО.
Анализировать формулу релятивистского закона сложения скоростей. 3аписывать
выражение для энергии покоя частицы. Излагать суть принципа соответствия.
Находить в литературе и Интернете информацию о теории эфира, об экспериментах,
которые привели к созданию СТО, об относительности расстояния и промежутков

времени, о биографии А. Эйнштейна.
Высказывать своё мнение о значении СТО для современной науки.
Готовить презентации и сообщения по изученным темам.
Квантовая физика 20ч.
Световые
кванты.

Атомная
физика

Физика
атомного ядра

Гипотеза Планка о квантах.
Фотоэффект. Фотон.
Уравнение А. Эйнтштейна
для фотоэффекта.
Корпускулярно-волновой,
дуализм.

Давать определение понятий: фотоэффект, квант, ток насыщения, задерживающее
напряжение, работа выхода, красная граница фотоэффекта.
Распознавать, наблюдать явление фотоэффекта.
Описывать опыты Столетова. Формулировать гипотезу Планка о квантах, Законы
фотоэффекта. Анализировать законы фотоэффекта.
3аписывать и составлять в конкретных ситуациях уравнение Эйнштейна для фотоэффекта
и находить с его помощью неизвестные величины.
Вычислять в конкретных ситуациях значения максимальной кинетической энергии
фотоэлектронов, скорости фотоэлектронов, работы выхода, запирающего напряжения,
частоты и длины волны, соответствующих красной границе фотоэффекта. Приводить
примеры использования фотоэффекта.
Объяснять суть корпускулярно-волнового дуализма.
Находить в литературе и интернете информацию о работах Столетова, Лебедева,
Вавилова. Выделять роль российских учёных в исследовании свойств света. Приводить
примеры биологического и химического действия света. Готовить презентаций и
сообщения по изученным темам.
Опыты Резерфорда.
Давать определение понятий: атомное ядро, энергетический уровень, энергия ионизации.
Планетарная модель
Описывать опыты Резерфорда.
строения атома. Объяснение Описывать и сравнивать модели атома Томсона и Резерфорда.
линейчатого
Рассматривать, исследовать и описывать линейчатые спектры.
спектра водорода на основе
Формулировать квантовые постулаты Бора. Объяснять линейчатые спектры атома
квантовых постулатов Бора. водорода на основе квантовых постулатов Бора.
Рассчитывать в конкретной ситуации частоту и длину волны испускаемого фотона при
Лабораторная работа:
переходе атома из одного стационарного состояния в другое, энергию ионизации атома.
7. Наблюдение сплошного и Находить в литературе и интернете сведения о фактах, подтверждающих сложное
линейчатого спектров.
строение атома, о работах учёных по созданию модели строения атома о применении
лазеров в науке, медицине, промышленности, быту.
Выделять роль российских учёных в создании и использовании лазеров.
Готовить презентации и сообщения по изученным темам
Состав и строение атомного Давать определения понятий: массовое число, нуклоны, ядерные силы, дефект масс,
ядра.
энергия связи, удельная энергия связи атомных ядер. Радиоактивность
Изотопы. Ядерные силы.
период полураспада, искусственная радиоактивность, ядерные реакции, энергетический
Дефект массы и энергия
выход ядерной реакции, цепная ядерная реакция, коэффициент размножения нейтронов,

связи ядра.
Радиоактивность. Виды
радиоактивных
превращений
атомных ядер.
3акон радиоактивного
распада.
Методы наблюдения и
регистрации элементарных
частиц.
Ядерные реакции, реакции
деления и синтеза. Цепная
реакция деления ядер.
Термоядерный синтез.
Применение ядерной
энергии.
Лабораторная работа:
8. Определение импульса и
энергии частицы при
движении в магнитном поле

Элементарные
частицы

Элементарные частицы.
Фундаментальные
взаимодействия. Ускорители
элементарных частиц
Контрольные работы:
4. Квантовая физика

критическая
масса, реакторы - размножители, термоядерная реакция. Сравнивать свойства протона и
нейтрона. Описывать протонно-нейтронную модель ядра. Определять состав ядер
различных элементов с помощью таблицы Менделеева. Изображать и читать схемы
атомов.
Сравнивать силу электрического отталкивания протонов и силу связи нуклонов в ядре.
Вычислять дефект масс, энергию связи и удельную энергию связи конкретных атомных
ядер. Анализировать связь удельной энергии связи с устойчивостью ядер.
Перечислять виды радиоактивного распада атомных ядер. Сравнивать свойства
альфа-, бета- и гамма-излучений.
Записывать, объяснять закон радиоактивного распада, указывать границы
его
применимости. Определять в конкретных ситуациях число нераспавшихся ядер, число
распавшихся ядер, период полураспада.
Записывать ядерные реакции. Определять продукты ядерных реакций. Рассчитывать
энергический выход ядерных реакций.
Описывать механизмы деления ядер и цепной ядерной реакции. Сравнивать ядерные и
термоядерные реакции
участвовать в обсуждении преимуществ и недостатков ядерной энергетики
Находить в литературе и интернете сведения об открытии протона, нейтрона,
радиоактивности, о получении и использовании радиоактивных изотопов новых
химических элементов.
Выделять роль российских учёных в исследованиях атомного ядра,
открытии
спонтанного деления ядер урана, развитии ядерной энергетики, создании новых изотопов
в ФААА (Объединённый институт ядерных исследований в г. Дубне).
Готовить презентации и сообщения по изученным темам.
Давать определение понятий: аннигиляция,
Перечислять основные свойства элементарных частиц.
Выделять группы элементарных частиц. Перечислять законы сохранения, которые
выполняются при превращениях частиц.
Описывать процессы аннигиляции частиц и античастиц и рождения электронпозитронных пар.
Называть и сравнивать виды фундаментальных взаимодействий.
Описывать роль ускорителей в изучении элементарных частиц.
Находить в литературе и интернете сведения об истории открытия, элементарных частиц,
о трёх этапах в развитии физики элементарных частиц.
Описывать современную физическую картину мира.
Готовить презентации и сообщения по изученным темам

Строение вселенной
Солнечная
система.
Строение и
эволюция
Вселенной

Солнечная система: планеты
и малые тела, система
3емля-Луна.
Строение и эволюция
Солнца и звёзд.
Классификация звёзд.
3вёзды и источники их
энергии.
Галактика. Современные
представления о строении и
эволюции Вселенной.
Лабораторная работа:
9. Определение периода
обращения двойных звёзд
Наблюдения:
Вечерние наблюдения звёзд,
Луны и планет в телескоп
или бинокль.
Исследование:
Исследование движения
двойных звёзд

Давать определение понятий: парсек, астрономическая единица, перигелий, афелий,
солнечное затмение' лунное затмение, планеты земной группы, планеты-гиганты,
астероид, метеор, метеорит, фотосфера, светимость, протуберанец, пульсар,
протозвезда, сверхновая звезда, галактика, квазар, красное смещение, теория Большого
взрыва, возраст Вселенной.
Наблюдать Луну и планеты в телескоп. Выделять особенности системы Земля - Луна.
Распознавать, моделировать, наблюдать лунные и солнечные затмения.
Объяснять приливы и отливы. Описывать строение Солнечной системы. Перечислять
планеты и виды малых тел. Описывать строение Солнца. Наблюдать солнечные пятна.
Соблюдать правила безопасности при наблюдении
Солнца.
Перечислять типичные группы звёзд, основные физические характеристики звёзд.
Описывать эволюцию звёзд от рождения до смерти. Называть самые яркие звёзды и
созвездия. Перечислять виды галактик, описывать состав и строение галактик. Выделять
млечный путь среди других галактик. Определять место Солнечной системы в Галактике.
Оценивать порядок расстояний до космических объектов.
Описывать суть красного смещения и его
использование при изучении галактик.
Приводить краткое изложение теории Большого взрыва и теории расширяющейся
Вселенной.
Работать в паре и группе при выполнении практических заданий.
Использовать Интернет для поиска изображений космических объектов и информации об
их особенностях.
Участвовать в обсуждении известных космических исследований. Выделять советские и
российские достижения в области космонавтики и исследования космоса. Относиться с
уважением к российским учёным и космонавтам.
Находить в литературе и интернете сведения на заданную тему.
Готовить презентации и сообщения по изученным темам


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».