МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сергеевская СОШ» Гайнского МО Пермского края
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
Директор
________________________
________________________
Голикова И.В.
«30» августа 2024 г.
Самкова О.В.
Приказ № 203 от «30» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ»
для обучающихся 10-11 классов
Сергеевский 2024
Пояснительная записка к рабочей программе по географии для обучающихся 10-11 классов
Программа составлена к учебнику «Экономическая и социальная география мира 10 класс» автора В. П. Максаковского. Автором
программы является Максаковский В. П. Программа предназначена для учащихся 10-11 класса общеобразовательных учреждений.
Данный курс завершает изучение школьной географии. По структуре и содержанию он представляет собой сочетание общей
экономической и социальной географии с экономико-географическим страноведением. Объём изучения рассчитан на 1час в неделю
(34 часа в год) в 10 классе и на 1час в неделю (34 часа в год) в 11 классе.
Основной целью курса является формирование у учащихся целостного представления о современном мире, а также познавательного
интереса к зарубежным странам и народам, которые их населяют. На примере социально - экономических процессов и явлений,
происходящих в отдельных странах, регионах, во всём мире, данный курс призван решать следующие задачи:
-показать взаимосвязь природы, населения, хозяйства и общества;
-вооружить учащихся необходимыми каждому образованному человеку знаниями и практическими умениями в области экономической и
социальной географии;
-продолжить развитие географического мышления;
-сформировать основы географической культуры и мировоззрения.
Учащиеся должны:
1.Знать и применять:
-основные понятия и термины экономической и социальной и социальной географии, необходимые для изучения курса.
2.Называть (или) показывать:
-примеры стран разных типов государственного устройства;
- примеры стран разного уровня социально-экономического развития;
- примеры стран – участниц важнейших международных экономических и политических организаций;
-основные виды природных ресурсов;
-антропогенные изменения природы Земли (примеры) источники и виды загрязнения окружающей среды, меры по охране окружающей
среды;
-страны, выдающиеся по запасам основных видов природных ресурсов;
-основные расы, крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки и мировые религии, ареалы их распространения;
-крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы;
-численность населения мира, основные черты размещения населения;
- примеры стран разных типов воспроизводства населения;
-соотношение городского и сельского населения мира, географические особенности процесса урбанизации;
-крупнейшие города и городские агломерации мира;
-состав мирового хозяйства и особенности его размещения в современную эпоху;
-факторы размещения основных отраслей хозяйства;
-примеры стран – крупнейших производителей основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
-важнейшие транспортные узлы и пути сообщения;
-государства на политической карте мира, страны СНГ.
3.Определять (измерять):
-показатели, характеризующие население и хозяйство.
4.Обьяснять:
-особенности естественного и механического движения населения отдельных стран и регионов мира;
-особенности размещения населения мира и отдельных регионов, связанные с историческими, природными и экономическими причинами;
-особенности урбанизации отдельных стран мира;
- особенности состава и структуры современного мирового хозяйства и хозяйства отдельных стран и регионов;
- особенности отдельных стран и регионов;
5.Прогнозировать:
-делать простейшие прогнозы развития социально-экономических явлений и процессов.
Рабочая программа полностью соответствует учебному плану МБОУ «Сергеевская СОШ» на 2024-2025 учебный год.
1.
Общая
характе
ристика
мира
(30 ч.).
Соврем
енная
полити
ческая
карта
мира
(4ч.).
1.
Тема урока
Цели урока
Оборудование
№ урока
Раздел
№ урока в разделе
Тематическое планирование по географии 10 класс
(учебник авт. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира), Москва, изд. ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2020
Введение.
Политическа
я карта мира.
Познакомить уч-ся со структурой курса, с
источниками информации и с
особенностью учебника. Сформировать
представление о разнообразии
современного мира, дать знания о
классификации стран, показать место
России в мире. Развивать умения слушать
лекцию и вести записи конспекта
материала урока.
Политическая
карта мира;
атласы.
Практические и
контрольные работы
П/р №1 «Обозначение на
к/к типологической
классификации стран
мира».
Домашнее
задание
Параграф
1;
составить
кроссворд
«Страны
мира».
2.
2.
Формы
государствен
ного
правления.
Дать знания о формах государственного
правления и административнотерриториального устройства. Расширить
знания о классификации стран мира и
закрепить знания номенклатуры.
Политическая
карта мира;
атласы.
3.
3.
Международ
ные
отношения.
Политическа
я география
и
геополитика.
Показать влияние международных
отношений на политическую карту мира.
Сформировать представление о
политической географии и геополитике.
Научить уч-ся давать оценку политикогеографического положения страны.
Политическая
карта мира.
4.
4.
Географ 1.
ия
мировы
х
природ
ных
ресурсо
в (5 ч.).
2.
Проверить уровень знаний и умений по
изученной теме. Закрепить знание
терминов и понятий темы. Обобщить
знания по теме «Политическая карта
мира».
Сформировать понятия «географическая
среда, природопользование». Определить
степень воздействия человеческого
фактора на состояние окружающей среды
в развитых и развивающихся странах.
Формировать экологическую культуру учся.
Тесты; атласы.
5.
Итоговый
урок по теме
«Политическ
ая карта
мира».
Взаимодейст
вие природы
и общества.
Мировые
природные
ресурсы.
Дать понятие «ресурсообеспеченность». Атласы.
Выявить основные районы размещения
природных ресурсов и их влияние на
экономическое развитие стран мира.
Продолжить
формирование
умения
работать с различными источниками
информации.
6.
Политическая
карта мира.
П/р №2 «Определение
гос. строя стран мира на
основе
классификационной
таблицы с примерами
стран».
Характеристика ПГП
страны по типовому
плану (тренировочная).
Итоговый тест по теме
«Политическая карта
мира». П/р №3
«Характеристика ПГП
страны по плану».
Анализ карт
природопользования с
целью выявления
районов острых
геоэкологических
ситуаций.
П/р №4 «Выявление
основных районов
размещения важнейших
природных ресурсов с
выводом о влиянии
ресурсов на
экономическое развитие
страны».
Параграф
3; зад. 3,
с.22.
Параграфы
2
(прочитать)
,4
(выучить
определени
я понятий);
1и3
(повтор).
Параграф
1, т.2
Параграф
2, т.2
(выучит
определени
я понятий),
выучить
записи в
тетради.
7.
3.
Минеральны
е ресурсы.
Сформировать представление об основных
закономерностях размещения
минеральных ресурсов мира и
обеспеченности стран и регионов
полезными ископаемыми. Формировать
умение определять по таблицам и картам
степень ресурсообеспеченность стран и
регионов мира. Развивать умение и навыки
работы с картами и текстом.
Карта
«Полезные
ископаемые
мира». Атласы.
8.
4.
Земельные,
водные,
биологическ
ие,
рекреационн
ые ресурсы.
Формировать умение давать оценку
природным ресурсам мира. Формировать
представление о размещении природных
ресурсов на планете. Формировать умение
работать с различными источниками
информации.
Политическая
карта мира.
9.
5.
Загрязнение
и охрана
окружающей
среды.
Ознакомить уч-ся с проблемой
антропогенного загрязнения окружающей
среды, источниками загрязнения
атмосферы, гидросферы, литосферы.
Рассмотреть три главных пути решения
проблем охраны окружающей среды.
Проверить уровень знаний по теме
«Природные ресурсы мира».
Тесты.
Политическая
карта мира.
П/р №5 «Определение
ресурсообеспеченности
стран топливными
ресурсами и рудами».
Итоговое тестирование
по теме «Природные
ресурсы мира».
Параграф
2, т.2 (с.2831; с.3839). На к/к
нанести
основные
месторожд
ения угля,
нефти, газа,
железной и
медной
руды,
бокситов.
Обозначить
страны.
Параграф
2, т.2 (с.3141).
Подготовка
к
проверочно
й работе по
теме
«Природны
е ресурсы
мира».
Параграф
3, 4, т.2.
10
Географ 1.
ия
населен
ия мира
(7 ч.).
11
2.
12
3.
Численность
и
воспроизвод
ство
населения
мира.
Демографич
еская
политика.
Сформировать представление о
численности населения Земли, о типах
воспроизводства населения. Выявить
закономерности динамики численности
населения мира.
Половой и
возрастной
состав
населения
мира.
Выявить географические особенности
половозрастного состава населения мира.
Сформировать представление о
демографической политике в странах с
разным темпом воспроизводства
населения, о продолжительности жизни.
Политическая
карта мира.
Карта
«Плотность
населения
мира».
Политическая
карта мира.
Политическая
карта мира.
Решение задач на
определение
естественного прироста
населения в разных
странах мира.
Параграф
1, т.3 (5761).
Анализ и сравнение
«формул»
воспроизводства
населения отдельных
регионов мира по рис.13.
Анализ возрастнополовых пирамид стран 1
и 2 типа воспроизводства
населения (рис.12).
Параграф
1, т.3 (с.6166).
Параграф
2, т.3 (с.6667).
Индивидуа
льные
задания:
подготовит
ь
сообщения
или
презентаци
и на темы
«Христианс
тво»,
«Мусульма
нство»,
«Буддизм».
13
4.
Национальн
ый и
религиозный
состав
населения
мира.
Выявить географические особенности
национального и религиозного состава
населения мира.
Карта народов
мира.
Видеофильм
«Израиль.
Иерусалим».
Слайды.
14
5.
Размещение
и миграции
населения
мира.
Сформировать представление об
особенностях размещения населения по
планете. Ознакомиться с основными
миграционными явлениями в мире.
Политическая
карта мира.
Карта
«Плотность
населения
мира».
15
6.
Городское и
сельское
население.
Познакомить уч-ся с основными видами
расселения. Сформировать представление
об урбанизации как о всемирном процессе.
Политическая
карта мира.
1.
Научнотехническая
революция.
Политическая
карта мира.
2.
Мировое
хозяйство.
Определить уровень знаний уч-ся по теме
«Население мира». Сформировать понятие
«научно-техническая революция».
Познакомить с чертами и частями НТР.
Формировать умение составлять конспект
по тексту и лекциям учителя.
Сформировать понятия «мировое
хозяйство, международное географическое
разделение труда, международная
экономическая интеграция», ТНК.
Ознакомить с причинами специализации
стран мира, с ролью ТНК в экономике
16
17
НТР и
мирово
е
хозяйст
во (4
ч.).
Политическая
карта мира.
Атласы.
Определение ареалов
распространения
основных языковых
семей и религий.
Параграф
2, т.3 (с.6871). На к/к
отметить
страны
распростра
нения
мировых
религий (по
вариантам).
П/р №6 «Определение по Параграф
карте регионов с высокой 3, т.3.
плотностью населения и
объяснение причин их
возникновения (зад.9,
с.86). Нанесение на к/к
главных районов
трудовой иммиграции
(зад.10, с.86).
Определение уровня
Параграф
урбанизации стран мира. 4, Т.3.
Обозначение на к/к стран Подготовка
с высоким уровнем и
к
высокими темпами
итоговому
урбанизации.
уроку.
Итоговое тестирование
Параграф
по теме «Население
1, т.4.
мира».
П/р №7 «Обозначение на
к/к международных
экономических
группировок».
Параграф
2, т.4
разных стран. Дать представление о роли
международного географического
разделения труда в формировании
мирового хозяйства.
Отраслевая и Сформировать представление о типах
территориал структуры хозяйства и географических
ьная
моделях мирового хозяйства. Дать знания
структура
о влиянии НТР на отраслевую и
мирового
территориальную структуру мирового
хозяйства.
хозяйства. Сформировать понятия
«региональная политика, депрессивный
район, район нового освоения,
высокоразвитый район».
Факторы
Сформировать представление о старых и
размещения новых факторах размещения. Установить
производите взаимосвязь
между
размещением
льных сил.
населения, хозяйства и природными
условиями на конкретных территориях.
Политическая
карта мира.
Параграф
3, т.4.
Политическая
карта мира.
Параграф
4, т.4.
18
3.
19
4.
20
Топливноэнергетическ
ий комплекс
мира.
Сформировать представление о топливном
балансе мира. Рассмотреть рост
производства различных видов топлива.
Дать характеристику газовой, нефтяной,
угольной промышленности мира.
Политическая
карта мира.
Карта
«Полезные
ископаемые
мира». Атласы.
П/р №8 «Экономикогеографическая
характеристика отраслей
топливной
промышленности по
типовому плану».
Параграф
1, т.5
(с.123-130).
21
Географ 1.
ия
отрасле
й
мирово
го
хозяйст
ва (10
ч.).
2.
Электроэнер
гетика мира.
Политическая
карта мира.
Выделение регионов
мира с преобладанием
определенных видов
электростанций.
Параграф
1, т.5
(с.130-131).
22
3.
Черная
металлургия.
Сформировать представление об
электроэнергетике мира: странах с
высоким и низким количеством
электроэнергии на душу населения, о
странах с различной структурой
энергетического баланса.
Сформировать представление о
современном развитии черной
металлургии мира. Ознакомиться с
Карта «Черная и
цветная
Сравнительная
характеристика
Приатлантической
Параграф
1, т.5(с.131134).
23
4.
Цветная
металлургия.
24
5.
Машиностро
ение мира.
основными металлургическими базами
мира. Формировать умение давать
сравнительную характеристику
металлургическим базам мира, используя
типовой план.
Сформировать представление о
размещении предприятий цветной
металлургии. Определить факторы
размещения предприятий цветной
металлургии, выявить изменения в
размещении предприятий в последние
десятилетия. Продолжить формировать
умение давать характеристику отрасли,
используя типовой план.
металлургия
мира». Атласы.
металлургической базы
США и Рурской в
Германии по плану.
Карта «Черная и
цветная
металлургия
мира». Атласы.
П/р № 8. «ЭГХ
металлургической
промышленности с
учетом ориентации
предприятий».
Сформировать представление о развитии
машиностроения в мире и главных его
центрах.
Карта
«Машиностроен
ие и
металлообработк
а мира».
Определение странлидеров в различных
отраслях
машиностроения.
Параграф
1, т.5
(с.134). На
к/к
отметить
главные
страныпроизводит
ели
цветных
металлов.
Инд. Зад.:
подготовит
ь
сообщения
о
машиностр
оительных
компаниях
мира.
Параграф
1, т.5
(с.134-135).
25
6.
Химическая,
лесная и
легкая
промышленн
ость мира.
Сформировать представление о мировой
химической, лесной и легкой
промышленности. Определить
географические и отраслевые сдвиги на
современном этапе развития в данных
отраслях мирового хозяйства.
Политическая
карта мира.
26
7.
8.
Сформировать представление о структуре
сельского хозяйства мира. Ознакомить учся с понятием «Зеленая революция»,
главными растениеводческими районами
мира.
Сформировать представление уч-ся об
отраслях животноводства мира.
Ознакомить с географией мирового
животноводства.
Карты
«Технические и
зерновые
культуры мира».
27
Карта
«Животноводств
о мира».
Определение районов
Параграф
распространения главных 2, т.5
отраслей животноводства (с.148-150).
(зад.13, с.172).
28
9.
Сельское
хозяйство
мира.
Растениевод
ство.
Сельское
хозяйство
мира.
Животновод
ство.
География
транспорта
мира.
Сформировать представление о структуре
транспорта мира. Определить основные
направления изменения транспорта в
эпоху НТР. Определить различия в
мировой транспортной системе.
Политическая
карта мира.
Определение
преобладающих видов
транспорта в субрегионах
мира. Характеристика
одного из видов
транспорта по типовому
плану.
29
10.
Всемирные
экономическ
ие
отношения.
Политическая
карта мира.
30
11.
Итоговый
урок по теме
Сформировать понятия «ВЭО, СЭЗ,
торговый баланс, Международный
валютный фонт, Группа Всемирного
банка». Показать масштабы туристского
бума в мире. Охарактеризовать
распределение туристов по крупным
регионам мира.
Проверить уровень знаний и умений уч-ся
по изученной теме.
Атласы.
Определение факторов
размещения данных
отраслей
промышленности.
Определение странлидеров в производстве
продукции данных
отраслей.
Определение районов
выращивания
сельскохозяйственных
культур.
К/р по теме «Мировое
хозяйство».
Параграф
1, т.5
(с.138-140).
Параграф
2, т.5
(с.140-148).
Параграф
3, т.5. Инд.
Зад.:
подготовит
ь
сообщение
по теме
«Междунар
одный
туризм ».
Параграф
4, т.5.
31
Глобаль 1.
ные
пробле
мы
человеч
ества (4
ч.)
32
2.
33
3.
«Мировое
хозяйство».
Глобальные
проблемы
человечества
:
экологическа
я,
энергетическ
ая и
сырьевая,
проблема
использован
ия Мирового
океана.
Глобальные
проблемы
человечества
:
демографиче
ская,
продовольст
венная,
здоровья
людей,
проблема
войны и
мира.
Взаимосвязь
глобальных
проблем.
Глобальные
прогнозы,
гипотезы,
проекты.
Сформировать понятия «Глобальные
проблемы, геоглобалистика, глобализация,
критический экологический район».
Выявить основные аспекты экологической,
демографической проблем, проблемы
войны и мира; уяснить их специфику.
Наметить пути решения данных проблем.
Выявить основные аспекты
продовольственной, энергетической и
сырьевой проблем, проблем здоровья
людей и использования Мир. Океана.
Уяснить их специфику. Наметить пути
решения данных проблем.
Углубить представление о глобальных
проблемах человечества. Определить
взаимосвязь между глобальными
проблемами человечества. Показать
возможность оптимистического развития
человечества при соблюдении
определенных условий.
Видеофильмы
«Влияние
человека на
климат –
парниковый
эффект» №33,
«Экологическое
равновесие,
которое не
должно
нарушаться
деятельностью
человека» №54.
Видеофильмы
«Экологически
чистые
продукты.
Генетически
модифицирован
ные растения и
мясо. Опасно ли
это для
человечества?»
№42; «Борьба с
терроризмом»
№40;
«Курение».
Видеофильмы
Программа
«Материк» №35;
«АПК
Костромского рна. Проект
развития до 2010
г.» №44; № 62.
Параграф
1, т.11
(с.351-354;
357-359;
360-362).
Параграф
1, т.11
(с.354357;359360).
Определение по карте
стран, для которых
подъем уровня Мир.
Океана может иметь
катастрофические
последствия (зад. №9).
Параграфы
1, т.11
(362-364);
2, т.11.
34
4.
Стратегия
устойчивого
развития.
Сформировать понятия «устойчивое
развитие, Международный
Географический Союз». Выявить три
главных компонента устойчивого
развития.
Параграф
3, т.11
1.
Региона
льная
характе
ристика
мира
(34
часа).
Тема урока
1.
Зарубежная
Европа:
ЭГП,
природноресурсный
потенциал,
население.
Сформировать представление об
особенностях ЭГП стран Европы,
определить его значение для хозяйства
региона. Изучить состав, ГП, природноресурсный потенциал Европы на основе
работы с различными источниками
информации. Сформировать
представление об особенностях населения
Зарубежной Европы.
Политическая
карта Европы.
Карты
«Плотность
населения
мира», «Народы
мира».
2.
Общая
характерист
ика
хозяйства
Зарубежной
Европы.
Сформировать представление о хозяйстве
стран Зарубежной Европы, ознакомиться с
особенностями отраслевого состава
промышленности. Определить факторы
размещения предприятий разных отраслей
промышленности. Сформировать
представление о сельском хозяйстве
Политическая
карта Европы.
Карты
«Зерновые и
тех. культуры»,
«Животноводст
во».
Зарубеж
ная
Европа
(10 ч.)
2.
Цели урока
Оборудование
№ урока
Раздел
№ урока в разделе
Тематическое планирование по географии 11 класс
(учебник авт. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира), Москва, изд. ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2020
Практические и
контрольные работы
Домашнее
задание
Выделение
благоприятных и
неблагоприятных черт
ЭГП Европы.
Определение стран с
однонациональным,
двунациональным и
многонациональным
составом населения.
Классификация городовмиллионеров по их ЭГП
(зад.6, с.217)
П/р №1 «Характеристика
предпосылок для
развития
промышленности Заруб.
Европы» (исп. план на
с.222). Характеристика
типов с/х:
Параграф 1,
т.6 (с.179183). Зад.1,
2, с.216.
Параграф 1,
т.6 (с.183194); зад.7,
с.217.
3.
3.
Транспорт,
туризм,
наука и
финансы.
4.
4.
Страны
Северной
Европы.
5.
5.
Страны
Западной
Европы.
Зарубежной Европы. Ознакомить с
географией животноводства Европы и
главными растениеводческими районами.
Продолжить формировать умение давать
характеристику отрасли, используя
типовой план.
Сформировать представление о структуре
транспорта Зарубежной Европы.
Определить различия в транспортной
системе. Сформировать представление об
уровне развития транспорта, туризма и
науки в Европе.
Определить уровень социальноэкономического развития стран Северной
Европы. Определить специализацию и
этнографические особенности разных
стран Северной Европы. Определить
хозяйственный облик стран данного
региона. Учить составлять ЭГХ стран
Северной Европы на основе работы с
различными источниками информации.
Определить уровень социальноэкономического развития стран Западной
Европы. Определить специализацию и
этнографические особенности стран.
Выявит сильные и слабые стороны
Западной Европы на современном этапе.
Определить хозяйственный облик стран
данного региона. Изучить состав, ГП,
природно-ресурсный потенциал,
североевропейского,
среднеевропейского,
южноевропейского,
восточноевропейского по
типовому плану.
Политическая
карта Европы.
Политическая
карта Европы.
Фильм
«Исландия» №
52.
Составление
характеристики ЭГП
одной из стран Северной
Европы.
Политическая
карта Европы.
Фильм
«Англия» № 52.
П/р №2 «Составление
экономикогеографической
характеристики стран
Западной Европы по
типовому плану (по
вариантам).
Параграф 1,
т.6 (с.194197). Зад.9,
с.217. Инд.
зад.10,
с.217-218.
Записи в
тетради.
Номенклату
ра.
Подготовит
ь доклады
по теме:
«Экономико
географичес
кая
характерист
ика стран
Северной
Европы» (по
вариантам).
Параграфы
2, 3. Записи
в тетради.
Номенклату
ра.
Принести
контурные
карты.
население, отрасли специализации
Западной Европы на основе работы с
различными источниками информации.
Сформировать представление о Восточной
Европе. Выявить проблемы
экономического и политического развития
стран Восточной Европы на основе
самостоятельной работы с картами атласа
и дополнительными источниками
информации.
Определить уровень социальноэкономического развития стран Южной
Европы. Определить специализацию и
этнографические особенности разных
стран Южной Европы. Определить
хозяйственный облик стран данного
региона. Изучить состав, ГП, природноресурсный потенциал, население, отрасли
специализации Южной Европы на основе
работы с различными источниками
информации.
6.
6.
Страны
Восточной
Европы.
7.
7.
Страны
Южной
Европы.
8.
8.
Интеграцион Сформировать представление об
Политическая
ные
особенностях интеграционных процессов в карта Европы.
процессы в
Европе.
Атласы.
Европе.
9.
9.
Итоговый
урок по теме
«Зарубежная
Европа».
Закрепить и обобщить знания учащихся по
теме «Зарубежная Европа». Проверить
уровень знаний и умений по данной теме.
Атлас.
Маршрутные
листы.
Дополнительны
е источники
информации.
Урок-путешествие в
Восточном экспрессе.
ЭГХ
Восточной
Европы.
Номенклату
ра.
Политическая
карта Европы.
Атласы.
П/р №3 «Сравнительная
экономикогеографическая
характеристика Швеции
и Италии (1 в.),
Нидерландов и Испании
(2 в.)».
Записи в
тетради.
ЭГХ
Восточной
Европы.
Номенклату
ра. Инд.
зад.: доклад
на тему:
«Курорты
Испании,
Италии,
Греции».
Записи в
тетради.
Подготовит
ся к
итоговому
уроку по
теме
«Зарубежна
я Европа»
Тесты.
Контурные
карты.
Контрольная работа по
теме «Зарубежная
Европа».
10
Зарубеж 1.
ная
Азия.
Австрал
ия (9 ч.)
11
2.
12
3.
13
4.
Зарубежная
Азия: ЭГП,
природноресурсный
потенциал,
население.
Сформировать представление об
особенностях ЭГП стран Зарубежной
Азии, определить его значение для
хозяйства региона. Изучить состав, ГП,
природно-ресурсный потенциал Азии на
основе работы с различными источниками
информации. Сформировать
представление об особенностях населения.
Политическая
карта Азии.
Карта народов
мира.
П/р № 4 «Характеристика
предпосылок для
развития сельского
хозяйства Заруб. Азии
(испол. план 1, с. 273).
Параграф 1,
т.7 (с.223231).
Обозначить
на к/к
субрегионы
Заруб.
Азии;
республики,
монархии.
Обозначить
федеративн
ые
государства
(зад.1,
с.266).
Параграф 1,
т.7 (с.231234).
Хозяйство
стран
Зарубежной
Азии.
Страны
Центральной
и Восточной
Азии. Китай.
Сформировать представление об
особенностях развития хозяйства регионов
Азии. Показать своеобразие хозяйства
субрегионов Азии.
Сформировать представление о странах
Центральной и Восточной Азии на
примере Китая. Сформировать целостное
представление о Китае. Определить
благоприятные и неблагоприятные черты
ЭГП страны. Проанализировать
демографические показатели. Определить
специализацию и этнографические
особенности Китая. Познакомиться с
китайской моделью экономики.
Политическая
карта Азии.
Политическая
карта Азии.
Карта «Китай,
Япония,
Корея». Фильм
«Китай и
Россия» № 40.
Определение
благоприятных и
неблагоприятных черт
ЭГП Китая. Определение
по картам отраслей
специализации страны.
Физ. и эконом.
карты Японии.
Характеристика ЭГП
Японии и определение
благоприятных и
неблагоприятных черт
Параграф 2,
т. 7; зад.8,
с.267.
Номенклату
ра. Инд.
зад.:
подготовить
доклад по
темам
«Религии
Японии»,
«Культура
Японии».
Параграф 3,
т. 7. Инд.
зад.:
подготовить
Япония.
Сформировать целостное представление о
Японии. Определить благоприятные и
неблагоприятные черты ЭГП страны.
Сформировать представление о природе,
населении, хозяйстве и культуре Японии.
Познакомиться с японской моделью
экономики. Познакомиться с образами
Японии; представить географическую
картину страны.
ЭГП (зад.13, с. 268).
Определение по картам
отраслей специализации
страны.
14
5.
Страны
Южной
Азии.
Индия.
Сформировать представление о населении,
экономики Южной Азии на примере
Индии. Сформировать целостное
представление о природе, населении,
хозяйстве и культуре Индии.
Познакомиться с индийской моделью
экономики.
Политическая
карта Азии.
Экономическая
карта Индии…
Фильм
«Зарисовки об
Индии».
15
6.
Страны
ЮгоВосточной
Азии.
Индонезия.
Сформировать представление о природе,
населении, хозяйстве стран ЮгоВосточной Азии. Сформировать целостное
представление об Индонезии: ЭГП,
природные условия и ресурсы, население и
хозяйство.
16
7.
ЮгоЗападная
Азия.
Турция.
Сформировать представление о природе,
населении, хозяйстве стран Юго-Западной
Азии. Сформировать целостное
представление о Турции: ЭГП, природные
условия и ресурсы, население и хозяйство.
Сформировать представление о Турции
как важном туристском регионе.
Политическая
карта Азии.
Экономическая
карта ЮгоВосточной
Азии. Фильмы
«Острова
Индонезии» №
42, «Лаос.
Камбоджа» №
43, «Сингапур»
№33, 30,
«Вьетнам» №
17.
Политическая
карта Азии.
Фильм
«Турция» № 42,
«Центральная
Турция» № 52.
Определение
благоприятных и
неблагоприятных черт
ЭГП Индии.
Определение по картам
отраслей специализации
страны. Характеристика
населения Индии.
доклады по
темам
«История и
культура
Индии»,
«Религии
Индии».
Параграф 4,
т. 7; зад.18,
с.268.
Номенклату
ра.
Записи в
тетради.
Номенклату
ра.
Записи в
тетради.
Номенклату
ра. Инд.
зад.: доклад
на тему
«Острова
Океании».
17
8.
Австралия.
Страны
Океании.
Сформировать представление о природе,
населении, хозяйстве Австралии. Изучая
страну, показать ее привлекательность и
неповторимость, ее красоту и величие.
Выявить причины экономического и
политического лидерства страны на
мировом уровне. Оценить экономический
потенциал стран Океании.
Физ. и эконом.
карты
Австралии.
Фильм
«Природа
Австралии» №
40.
18
9.
Итоговый
урок по теме
«Зарубежная
Азия.
Австралия и
Океания».
Общая
характерист
ика Африки.
Закрепить и обобщить знания учащихся по
теме «Зарубежная Азия». Проверить
уровень знаний и умений по данной теме.
Тесты.
Контурные
карты.
Сформировать представление об
особенностях ЭГП стран Африки,
определить его значение для хозяйства
региона. Изучить состав, ГП, природноресурсный потенциал, население Африки
на основе работы с различными
источниками информации. Выявить
особенности хозяйства стран Африки,
положение региона в МГРТ.
Сформировать представление о некоторых
особенностях развития субрегионов
Африки. Рассмотреть причины,
повлиявшие на экономическую отсталость
материка.
Сформировать представление о делении
Африки на субрегионы. Сформировать
представление о природе, населении,
хозяйстве стран Северной Африки.
Определить благоприятные и
неблагоприятные черты ЭГП региона.
Проанализировать демографические
Физ. и
экономическая
карты Африки.
19
20
Африка
(5 ч.)
1.
2.
Субрегионы
Африки.
Северная
Африка.
Физ. и эконом.
карты Африки.
Фильм
«Каменистое
нагорье в
Тунисе» №52.
Характеристика ЭГП
Австралии и определение
благоприятных и
неблагоприятных черт
ЭГП. Оценка природных
условий для развития
сельского хозяйства.
Определение
внешнеэкономических
связей Австралии.
Контрольная работа по
теме «Зарубежная Азия.
Австралия».
Параграф 5,
т. 7.
Номенклату
ра.
Подготовит
ься к
итоговому
уроку.
Определение степени
обеспеченности стран
Африки минеральными
ресурсами (зад.2, с.290)
Параграф 1,
т. 8; (зад.6,
дополнител
ьное, с.290).
Параграф 2,
т. 8 (с.281282); зад.9
(2), с.291.
21
3.
Тропическая
Африка.
22
4.
ЮжноАфриканска
я
Республика.
23
5.
24
Северна 1.
я
Америк
а (4
часа)
Внутрирегио
нальные
различия в
странах
Африки.
Соединенны
е Штаты
Америки:
ЭГП,
природноресурсный
потенциал,
население.
25
2.
Общая
характерист
показатели. Определить специализацию и
этнографические особенности Северной
Африки. Оценить экономический
потенциал стран данного региона.
Сформировать представление о природе,
населении, хозяйстве стран Тропической
Африки. Определить благоприятные и
неблагоприятные черты ЭГП региона.
Проанализировать демографические
показатели. Определить специализацию и
этнографические особенности стран
Тропической Африки. Оценить
экономический потенциал стран данного
региона.
Сформировать представление о природе,
населении, хозяйстве ЮАР.
Познакомиться с южно-африканской
моделью экономики. Выявить причины
экономического и политического
лидерства страны на африканском
континенте.
Провести сравнительный анализ
внутрирегиональных различий в странах
Африки, определив черты сходства и
различия. Продолжить формирование
навыков работы с картой.
Сформировать представление о ЭГП и
природных ресурсах США. Определить
благоприятные и неблагоприятные черты
ЭГП. Показать влияние ЭГП на
историческое и экономическое развитие
страны. Сформировать представление об
общих особенностях населения США,
этапах формирования американской
нации.
Сформировать представление об
особенностях развития хозяйства США.
Физ. и эконом.
карты Африки.
Фильм
«Эфиопия», №
50.
Параграф 2,
т. 8 (с.282284); зад.9
(3), с.291.
Политическая
карта мира.
Эконом. карта
Африки.
Параграф 2,
т. 8 (с.284286).
Атласы.
П/р №5 «Сравнительная
характеристика
субрегионов Африки».
Физ. карта
США.
Характеристика ЭГП
США (зад.1, с.323)
Параграф 1,
т. 9; (с.295300).
Эконом. карта
США.
Определение главных
районов черной
Параграф 1,
т. 9; (с.300-
ика
хозяйства
США.
Показать своеобразие хозяйства данного
государства.
Сформировать представление о различиях
районов США. Провести сравнительный
анализ внутрирайонных различий,
определив черты сходства и различия.
Продолжить формирование навыков
работы с картой.
Сформировать представление о природе,
населении, хозяйстве Канады.
Познакомиться с канадской моделью
экономики.
Физ. и эконом.
карты США.
Сформировать представление об
особенностях ЭГП Латинской Америки,
определить его значение для хозяйства
региона. Изучить состав, ГП, природноресурсный потенциал, население
Латинской Америки на основе работы с
различными источниками информации.
Сформировать представление о хозяйстве
стран Латинской Америки, ознакомиться с
особенностями отраслевого состава
промышленности. Определить факторы
размещения предприятий разных отраслей
промышленности. Рассмотреть причины,
повлиявшие на экономическую отсталость
региона.
26
3.
Макрорайон
ы США.
27
4.
Канада.
28
Латинск 1.
ая
Америк
а (4
часа)
29
2.
Латинская
Америка:
ЭГП,
природноресурсный
потенциал,
население.
Хозяйство
стран
Латинской
Америки.
металлургии (зад.6,
с.324). Определение
промышленных поясов
США (зад.8, с.324).
П/р №6 «Сравнительная
экономикогеографическая
характеристика районов
США» (поур. план с.197).
310); зад.5,
с.324.
Эконом. карта
ЭГХ Канады по плану
(с.329).
Политическая
карта мира.
Итоговый тест по теме
«Северная Америка».
Параграф 3,
т. 9; (с.316318).
Подготовит
ься к
тестовой
работе.
Параграф 1,
т.10 (с.331337)
Эконом. карта
Латинской
Америки.
Параграф 2,
т. 9; (с.311316).
Параграф 1,
т.10 (с.337340); зад.8,
9 с.347.
Инд. зад.:
подготовить
доклады по
темам:
«Парагвай»,
«Уругвай»,
«Аргентина
».
30
3.
31
4.
32
33
Глобаль
ные
1.
Страны
бассейна ЛаПлаты.
Бразилия.
Сформировать представление о природе,
населении, хозяйстве стран бассейна ЛаПлаты. Определить благоприятные и
неблагоприятные черты ЭГП региона.
Проанализировать демографические
показатели. Определить специализацию и
этнографические особенности. Оценить
экономический потенциал стран данного
региона. Сформировать целостное
представление о Бразилии: ЭГП,
природные условия и ресурсы, население и
хозяйство. Выявить причины социальноэкономического лидерства страны среди
развивающихся стран мира.
Страны
Сформировать представление о природе,
Центральной населении, хозяйстве стран Центральной
Америки и
Америки и Вест-Индии. Определить
Вест-Индии. благоприятные и неблагоприятные черты
ЭГП региона. Проанализировать
демографические показатели. Определить
специализацию и этнографические
особенности. Оценить экономический
потенциал стран данного региона.
Сформировать целостное представление о
Мексике и Аргентине: ЭГП, природные
условия и ресурсы, население и хозяйство.
Андские
Сформировать представление о природе,
страны.
населении, хозяйстве Андских стран.
Определить благоприятные и
неблагоприятные черты ЭГП региона.
Проанализировать демографические
показатели. Определить специализацию и
этнографические особенности. Оценить
экономический потенциал стран данного
региона.
Глобальные Сформировать понятия «Глобальные
проблемы
проблемы, геоглобалистика, глобализация,
Политическая
карта Южной
Америки.
Параграф 2,
т.10. Инд.
зад.:
подготовить
доклады по
странам
Центрально
й Америки
и ВестИндии (по
выбору
учащихся).
Политическая
карта мира и
Южной
Америки.
Фильмы
«Панама», №42;
«Куба» №50;
«Мексика –
храм бога
дождя» №52.
Записи в
тетради.
Задание 12
(2), с.348.
Инд. зад.:
подготовить
доклады по
Андским
странам (по
выбору
учащихся)
Политическая
карта Южной
Америки.
Записи в
тетради.
Подготовит
ься к
итоговому
тесту по
теме
«Латинская
Америка».
Параграф 1,
т.11 (с.351-
Видеофильмы
«Влияние
Итоговый тест по теме
«Латинская Америка».
пробле
мы
человеч
ества
(2часа).
34
2.
человечества
:
экологическ
ая,
энергетическ
ая и
сырьевая,
проблема
использован
ия Мирового
океана.
Глобальные
проблемы
человечества
:
демографиче
ская,
продовольст
венная,
здоровья
людей,
проблема
войны и
мира.
критический экологический район».
Выявить основные аспекты экологической,
энергетической и сырьевой проблем,
проблемы использования Мир. Океана;
уяснить их специфику. Наметить пути
решения данных проблем.
Выявить основные аспекты
продовольственной, демографической
проблем, проблемы войны и мира,
здоровья людей. Уяснить их специфику.
Наметить пути решения данных проблем.
человека на
климат –
парниковый
эффект» №33,
«Экологическое
равновесие,
которое не
должно
нарушаться
деятельностью
человека» №54.
Видеофильмы
«Экологически
чистые
продукты.
Генетически
модифицирован
ные растения и
мясо» №42;
«Борьба с
терроризмом»
№40;
«Курение».
354; 357359; 360362).
Параграф 1,
т.11 (с.354357;359360).
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ курса
Пособия для обучающихся
1. Атлас по географии «Экономическая и социальная география мира», 10 класс, (с набором контурных карт).
2. Максаковский В. П. Новое в мире: цифры и факты. Доп. главы к учеб. «Экономическая и социальная география мира» 10кл,: Пособ.
для учащихся общеобразовательных учеб.учреждений.-3е-изд . стереотип.-М.: Дрофа, 2005 287с. :ил., карт.
Литература для учителя
1. Программно-методические материалы. География 10-11 класс /сост. В.И .Сиротин. –М.:Дрофа 1998-160с.
2. Настольная книга учителя географии / Авт. сост. Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.-М.:ООО «Издательство АСТ»:ООО Издательство
Астрель».2002-302с
3. Сиротина И.В. Самостоятельные и практические работы по географии (6-10кл) Пособие для учителя-М.: Просвещение 1991-128с.
4. Экзерцева Е.В. Кроссворды для школьников. География-Ярославль: «Академия развития» 1998-128с
5. Митрофанов И.В. Тематические игры по географии-М.: ТЦ Сфера 2003-112с.
6. География России энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия».1998-800
7. Скарлато Г.П. Удивительная планета Земля М.: издательство «Прибой» 1997-384с.
8. География. Справочник абитуриента. Филологическое общество «Слово» АСТ Ключ – С Центр гуманитарных наук при факультете
журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова – М.: 1997 – 704 с.
9. Глобальная география. 11 кл. : Метод. Пособие/ Д. А. Гдалин, И Ю.
10. Интернет-ресурсы