ВД Умелые ручки программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сергеевская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано
Заместитель директора по УВР
______________И. В. Голикова
29 августа 2025 г.

Утверждено
приказом директора школы
от 29.08. 2025 № 203
_____________О. В. Самкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
для обучающихся 3 класса

Учитель:
Мизева Татьяна Петровна

Сергеевский, 2025

Пояснительная записка
Программа разработана для занятий с учащимися 3-го класса во второй половине
дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования
второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой
Т.Н.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного
единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития
учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной
культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к
труду.
Данная работа представит детям широкую картину мира прикладного творчества,
поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными
предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе
решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные –
развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества
технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях
простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные
способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности,
изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовнонравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного
воспитания создаются условия для воспитания:
 патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и
традиций своего и других народов;
 трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
 ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об
эстетических ценностях;
 ценностного отношения к природе, окружающей среде;
 ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с
инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически
чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами
привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и
навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди
которых:
 интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и
развитии универсальных учебных действий;
 формирование информационной грамотности современного школьника;
 развитие коммуникативной компетентности;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям.
Отличительные особенности программы
Базовые теоретические идеи, ключевые понятия
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении
предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом

его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала
младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик
всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может
заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными
свойствами и качествами.
Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя
детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на
других учебных предметах. Программа кружка «Умелые руки» должна помочь
стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать
познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для
социального и культурного самовыражения личности ребенка.
Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительномоторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении
детей (особенно в первом классе).
Учеными установлено, что активные физические действия пальцами
благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров,
отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая
моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов.
Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое
стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для
такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях
предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные
движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период
от 6 до 10 лет. Поэтому внеклассные занятия «Умелые руки» дают возможность для
развития зрительно - пространственного восприятия воспитанников, творческого
воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли,
чувств.
Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь
Программа предусматривает использование традиционных и нетрадиционных
(рисование руками, с использованием ниток, мозаика стружек, цветных опилок,
разбрызгивания, сюжеты с применением круп, бисероплетение, аппликации из
скорлупы, фольги, картона, лепка из соленого теста) техник. В план работы включены
такие виды деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация,
коллаж, лепка, плетение из ниток.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические
(рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с
детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ
учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ
родителям в качестве подарков.
Особенности возрастной группы учащихся начальных классов:
возраст детей и их психологические особенности
Дети 7-10 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте
наиболее значимыми мотивами являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии
взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата
эмоционального благополучия;
- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная
потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;

- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную
общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого,
но и для окружающих взрослых.
Ведущие виды деятельности:
- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая,
драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит
ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой
деятельности;
- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего
школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с
окружающими взрослыми.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общее количество часов: 34 часа
Из расчёта: 1 час в неделю:

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Умелые ручки»
Прогнозируемый результат:
Скоординированы движения кистей рук воспитанников;
- развито творческое воображение у воспитанников;
- сформирован интерес к творческой деятельности;
- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
 интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;
 познавательный интерес к новым способам исследования технологий и
материалов;
 адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой
деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
 внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
 выраженной познавательной мотивации;
 устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 планировать свои действия;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
 адекватно воспринимать оценку учителя;
 различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
 проявлять познавательную инициативу;
 самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:



допускать существование различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;
 учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться, приходить к общему решению;
 соблюдать корректность в высказываниях;
 задавать вопросы по существу;
 контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
 учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
 владеть монологической и диалогической формой речи;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной
задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом
информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
 высказываться в устной и письменной форме;
 анализировать объекты, выделять главное;
 осуществлять синтез (целое из частей);
 проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в
основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат
возможность:
 развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое
мышление, творческие способности;
 расширять знания и представления о традиционных и современных материалах
для прикладного творчества;
 познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных
материалов;
 использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
 познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с
новыми функциями уже известных инструментов;
 совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
 оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего
жилища;
 достичь оптимального для каждого уровня развития;



сформировать навыки работы с информацией.

Количество
часов

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 класс, 34 часа
Тема

Материалы

Работа с природными материалами
(4 часа)
1-4

Аппликация из листьев и цветов.
Объёмные поделки (фигурки зверей,
сказочных персонажей).

1-2
3-4

Работа с пластическими материалами
(4часа)
Аппликация из пластилина.
Работа с соленым тестом
Объёмные и плоскостные аппликации
( 8 часов)
Аппликации из геометрических фигур
Аппликации и з бумаги
Объемные аппликации
Работа с бисером (6 часов)
Плетение бисером
Модульное оригами (4 часов)
Треугольный модуль оригами.
Замыкание модулей в кольцо.

1-4
5-7

Чудеса своими руками (7 часов)
Мозаика из различных материалов
Работа с цветными нитями

1-2
3-4

1-2
3-4
5-8
1-6

Засушенные цветы, листья,
шишки, жёлуди.

пластилин
бумага, картон
бумага, картон

Цветная бумага
Цветная бумага
Цветная бумага
Цветные нити.

Тематическое планирование внеклассных
занятий « умелые руки» 3 класс.
№
п/п

Колво
часов

Тема

Материалы

1 четверть – 9 часов
Экскурсия в природу. Сбор природного
материала. Инструктаж по технике
безопасности на занятии.
Работа с природным материалом.
Панно из осенних листьев

Альбомный лист,
листья деревьев

1

Изготовление фигурок животных из
шишек, желудей

Шишки, желуди,
пластилин

4

1

Аппликация из семян растений, крупы
«Разноцветная мозаика»

Картон, семена
растений, крупа

5

1

Аппликация из семян растений, крупы
«Разноцветная мозаика» оформление
работы

Семена растений,
крупа

6

1

Рисование пластилином. «Осень в лесу»

пластилин

7

1

Аппликация из пластилина «Русалочка»

8

1

Лепка из соленого теста « На лесной
поляне ёжики грибочки»

Пластилин,
пластинка
Цветная бумага,
картон

9

1

Лепка из соленого теста « На лесной
поляне ёжики грибочки»

Картон , бумага,
салфетка.

1

1

2

1

3

2 четверть- 8 часов
1011

2

Аппликация из геометрических фигур из
разных материалов
« Для Мамочки»

ткань, картон,
бумага.

1213

2

Художественная мозаика из обрывных
кусков бумаги « Щенок»

Соленое тесто

14

1

Изготовление ёлочных украшений
«Звезды»

Цветная бумага

15

1

Изготовление ёлочных украшений
« Снежинки»

Цветная бумага

16

1

Изготовление ёлочных украшений
«Фонарик»

Цветная бумага

17

1

Открытка к новому году
«Дед Мороз»

Цветная бумага

3 четверть – 10 часов
18

1

Работа с бисером. Плетение из бисера.
Цветок способом нанизывания бисера на
проволоку.

Бисер проволока

19

1

Работа с бисером. Плетение из бисера
Цветок способом нанизывания бисера на
проволоку.

Бисер проволока

20

1

Работа с бисером. Плетение из бисера
Листья способом нанизывания.

Бисер проволока

21

1

2223
24

2

Работа с нитками. «Изо нить». Заполнение
круга.
Работа с нитками. «Изо нить» «Петушок»

25

1

26

1

27

1

28

Работа с нитками. «Изо нить»
«Петушок» оформление работы.
Киллинг работа с бумажными полосками «
Рябина»
Киллинг работа с бумажными полосками
« Рябина»
Киллинг работа с бумажными полосками
Оформление картины « Рябина»
4 четверть – 7 часов

Цветная бумага

1

Мозаика карандашных стружек
«Сказочный герой»

Опил, картон,
стружка.

29

1

3031
32

2

Мозаика карандашных стружек
«Сказочный герой»
Мягкая игрушка « Зайчик»

1

Работа с нитками. Панно из разноцветных
косичек и ниток.

Опил, картон,
стружка.
Нитки, ткань,
иголка.
Цветные нитки,
клей, ножницы

33

1

34

1

Работа с нитками.
Панно из разноцветных косичек и ниток
.
Итоговая творческая работа

1

Цветная бумага
Цветная бумага

Цветные нитки,
клей, ножницы

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».