Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сергеевская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»
Заместитель директора
МБОУ «Сергеевская СОШ»
_________/ И.В.Голикова
«29» августа 2025г
«Утверждено»
Директор МБОУ «Сергеевская СОШ»
____________/О.В.Самкова
Приказ № 203 от
«29» августа 2025г
Рабочая программа
по биологии
9 (коррекционный) класс
Учитель: Юркина Галина Николаевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает
особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному
развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии. В целях
максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой
материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение
интеллектуального уровня.
Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для
повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья
и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
Задача курса:
1. Сообщение учащимся знаний об организме человека и его здоровье.
2. Воспитание бережного отношения к здоровью человека.
3. Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Нормативно-правовые документы.
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2012 N 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 21.12.2012).
2. Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002г. №29/2065-п «Об
утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии».
3. Приказ № 1599 от 19 декабря 2014г. «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
4. Учебный план приказ № 203 от 30.08.2024г.
Сведения о программе:
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида
под редакцией Воронковой В. В. «Программы специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2011 г. допущена Министерством образования и
науки Российской Федерации.
Рабочая учебная программа по биологии для 9 класса Рабочая программа по биологии
в 9 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы
для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011г. и
допущена Министерством образования Российской Федерации.
Формы организации образовательного процесса:
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система с
использованием информационно-компьютерных технологий. В качестве дополнительных
форм организации образовательного процесса используется система консультационной
поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с
использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения
учащихся направлена на:
создание оптимальных условий обучения;
исключение психотравмирующих факторов;
сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
развитие положительной мотивации к освоению школьной программы;
развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Технологии обучения: В основе обучения учащихся используются личностноориентированные, гуманно-личностные и информационные технологии.
Методы обучения:
Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.
Формы обучения: фронтальная (общеклассная), групповая (в том числе и работа в парах),
индивидуальная
Виды контроля: вводный, текущий, тематический, итоговый, комплексный
Формы контроля: проверочные и контрольные работы, тест, самоконтроль,
взаимоконтроль, тренинг.
Тематическое планирование учебного курса:
№
Раздел и тема
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Введение
Общий обзор организма человека
Опорно-двигательная система
Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система
Дыхательная система
Пищеварительная система
Мочевыделительная система
Кожа
Нервная система
Органы чувств
Охрана здоровья человека в Российской Федерации
Содержание учебного предмета
В программу включены следующие разделы: Введение; Общий обзор организма человека;
Опорно-двигательная система; Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система;
Дыхательная система; Пищеварительная система; Мочевыделительная система; Кожа;
Нервная система; Органы чувств; Охрана здоровья человека в Российской Федерации.
Содержание
Введение.
Введение. Место человека среди млекопитающих.
Общий обзор организма человека.
Строение клеток и тканей организма.
Органы и системы органов человека.
Опорно-двигательная система.
Скелет человека. Его значение. Основные части скелета.
Состав и строение костей.
Соединение костей.
Череп.
Скелет туловища.
Скелет верхних конечностей.
Скелет нижних конечностей.
Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов.
Значение и строение мышц.
Основные группы мышц человека.
Работа мышц. Физическое утомление.
Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие.
Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в её
формировании.
Повторение.
Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система.
Значение крови и кровообращения.
Состав крови.
Органы кровообращения. Сосуды.
Органы кровообращения. Сердце и его работа.
Большой и малый круги кровообращения.
Сердечно - сосудистые заболевания и их предупреждения.
Первая помощь при кровотечениях.
Повторение.
Дыхательная система.
Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции.
Газообмен в лёгких и тканях.
Гигиена дыхания.
Болезни органов дыхания и их предупреждение.
Повторение.
Пищеварительная система.
Значение питания. Пищевые продукты.
Питательные вещества.
Витамины.
Органы пищеварения.
Ротовая полость. Зубы.
Изменение пищи в желудке.
Изменение пищи в кишечнике. Печень.
Гигиена питания.
Уход за зубами и ротовой полостью.
Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.
Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений.
Пищевые отравления.
Повторение.
Мочевыделительная система.
Почки-органы выделения.
Предупреждение почечных заболеваний.
Повторение.
Кожа.
Кожа и её роль в жизни человека.
Уход за кожей.
Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями.
Закаливание организма.
Первая помощь при тепловых и солнечных ударах.
Первая помощь при ожогах и обморожении.
Повторение.
Нервная система.
Головной и спинной мозг.
Нервы.
Значение нервной системы.
Режим дня, гигиена труда.
Сон и его значение.
Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему.
Повторение.
Органы чувств.
Орган зрения.
Гигиена зрения.
Орган слуха.
Гигиена слуха.
Орган обоняния.
Орган вкуса.
Повторение.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации.
Охрана здоровья человека.
Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации.
Планируемые результаты
В результате уроков биологии учащиеся 9 класса
должны уметь:
- применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организме в
повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья; соблюдать
санитарно-гигиенические правила.
учащиеся должны знать:
названия, строение и расположение основных органов организма человека; элементарное
представление о функциях основных органов и их систем; влияние физических нагрузок
на организм; вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; основные
санитарно-гигиенические правила.
Список литературы:
Литература для обучающихся:
Биология 9 класс: учеб. для спец.(коррекц.) образоват.учреждений VIII вида/
Е.Н.Соломина, Т.В. Шевырёва. - 4 -е изд.-М.: Просвещение, 2024.-239с.:ил.
Методическое пособие учителя
1. Аксёнова А.К., Антропов А. П., Бгажнокова И. М. и др. Издание: Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы.
Русский язык. Математика. История. Этика. Природоведение. География.
Естествознание. Изобразительная деятельность. Домоводство. Музыка. Физическая
культура. – М.: Просвещение, 2006 г.
2. Биология 9 класс: учеб. для спец.(коррекц.) образоват.учреждений VIII вида/
Е.Н.Соломина, Т.В. Шевырёва. - 4 -е изд.-М.: Просвещение, 2024.-239с.:ил.
Дополнительная литература:
1. Бугай О. В., Микитюк А. Н. и др. Биология в определениях, таблицах и схемах. 6-11 кл.
– Харьков, Ранок г. Харьков, 2008 г.
2. Степанчук Н. А. Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии
ученых. – М.: Учитель, 2010 г.
1. Боднарук М. М., Ковылина Н. В. Занимательные материалы и факты по общей
биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы – М.: Учитель, 2007
№
Тема урок
Колво
часов
Тип
урока
Виды
деят-ти
Коррекционная
работа
Планируемые
результаты
Дата
Содержание
план
Введение
1.
Введение.
2.
Место человека
среди
млекопитающих.
1
1
Урок
повторения
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Понятие
«Человек»,
«Организм
человека»,
понятия анатомия,
физиология,
гигиена
Беседа, работа
Внешнее строение
Беседа,
Коррекция речи,
мышления
Знать Понятие
«Человек»,
«Организм
человека»,
понятия анатомия,
физиология,
гигиена
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать внешнее
строение человека
С
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать строение
клеток, виды
тканей.
С
с учебником, в
тетрадях.
работа
факт
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
Общий обзор организма человека
3
Строение клеток 1
Урок
и тканей
изучения и
организма.
закрепления
нового
материала
Строение клеток,
виды тканей.
Беседа,
работа
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
л4
Органы и
системы органов
человека.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Понятие
«Организм
человека», виды
системы органов.
Беседа,
работа
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать понятие
«Организм
человека», виды
системы органов.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать состав
опорнодвигательной
системы., понятие
«Скелет».
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать понятие
«Кости», состав и
строение костей.
с учебником,
тестирование.
Словарная работа.
Опорно-двигательная система
5
Скелет человека. 1
Его значение.
Основные части
скелета.
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Состав опорнодвигательной
системы., понятие
«Скелет».
Беседа,
работа
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
6
Состав и
строение костей.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Понятие «Кости»,
состав и строение
костей.
Беседа,
работа
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
С
7
8
Соединение
костей.
Череп.
1
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Понятие
«Суставы».
Беседа,
работа
Виды костей
подвижное и
полуподвижное
соединений
костей.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать виды костей
подвижное и
полуподвижное
соединений
костей, нонятие
«Суставы»..
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать понятие
«Череп»,
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
Понятие «Череп».
Беседа,
Отделы черепа.
работа
отделы черепа,
Строение
мозгового и
лицевого отделов.
с учебником, в
тетрадях.
строение
мозгового и
лицевого отделов.
Словарная работа.
9
Скелет
туловища.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Отделы
позвоночника,
позвонки, спинной
мозг, рёбра,
грудная клетка.
Понятие
«Позвоночник».
10
Скелет верхних
конечностей.
1
Урок
изучения и
Расположение
костей
Беседа,
работа
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
с учебником, в
тетрадях.
понятие
«Позвоночник».
Словарная работа.
Беседа,
Знать значение
отделов
позвоночника,
позвонки, спинной
мозг, рёбра,
грудная клетка,
Коррекция
наблюдательности
Знать состав
верхних
закрепления
нового
материала
11
Скелет нижних
конечностей.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
конечностей.
работа
Плечевой пояс,
лопатка, ключица,
плечо, предплечье,
кисть
с учебником, в
тетрадях.
Тазовый пояс,
тазовые кости,
крестец, бедро,
голень, стопа
Беседа,
, речи, мышления
конечностей,
кости руки и
плечевого пояса
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать чем
образован скелет
нижних
конечностей.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать понятие
«Перелом»,
Словарная работа.
работа
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
12
13
Первая помощь
при растяжении
связок,
переломах
костей, вывихах
суставов.
Значение и
строение мышц.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Понятие
«Перелом».
работа
Виды переломов.
Первая помощь
при переломе.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Беседа,
виды переломов,
как оказывать
с учебником, в
тетрадях.
первую помощь
при переломе.
Расположение
мышц, состав
скелетных мышц,
Беседа,
основное свойство
с учебником, в
работа
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать
расположение
мышц, состав
скелетных мышц,
мышц.
тетрадях.
основное свойство
мышц.
Словарная работа.
14
Основные
группы мышц
человека.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Значение мышц,
группы мышц.
Беседа,
работа
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать значение
мышц, группы
мышц.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать чем мышцы
прикреплены к
костям, когда
наступает
утомление мышц,
работу мышц.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать понятие
«Осанка», что
нужно делать.
Чтобы избежать
искривление
позвоночника.
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
15
Работа мышц.
Физическое
утомление.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Работа мышц,
утомление мышц.
Беседа,
работа
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
16
Предупреждение
искривления
позвоночника.
Плоскостопие.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Понятие
«Осанка», что
нужно делать.
Чтобы избежать
искривление
позвоночника.
Беседа,
работа
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
17
Значение
опорнодвигательной
системы. Роль
физических
упражнений в её
формировании.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Опорнодвигательная
система.
Беседа,
работа
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать для чего
нужны мышцы,
понятие «Опорнодвигательная
система»
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать пройденный
материал
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать понятия
кровь,
кровообращение,
иммунитет,
значение крови в
организме
человека.
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
18
Повторение.
1
Урок
повторения
Обобщение
пройденного
материала
Беседа,
самостоятельная
работа.
Словарная работа.
Кровь и кровообращение. Сердечно - сосудистая система
19 Значение крови
1
Урок
Кровь,
и
изучения и
кровообращение,
кровообращения.
закрепления иммунитет
нового
материала
Работа
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
20
21
22
23
Состав крови.
Органы
кровообращения.
Сосуды.
1
1
Органы
кровообращения.
Сердце и его
работа.
1
Большой и
малый круги
кровообращения.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Состав крови.
Беседа,
лабораторная
работа
«Микроскопическое
строение крови».
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать состав
крови, понятия
плазма,
эритроциты,
тромбоциты,
лейкоциты, донор.
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Понятие
«кровеносные
сосуды»,
«артерии»,
«вены»,
«капилляры».
Работа
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать понятие
«кровеносные
сосуды»,
«артерии»,
«вены»,
«капилляры».
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Понятия сердце,
аорта, предсердие,
желудочек, пульс.
Работа
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать понятия
сердце, аорта,
предсердие,
желудочек, пульс.
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Артериальная
кровь, венозная
кровь, большой и
малый круги
кровообращения.
Работа
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать понятия
артериальная
кровь, венозная
кровь, большой и
малый круги
кровообращения.
Коррекция
наблюдательности
Знать понятия
артериальное
давление, инфаркт
Плазма,
эритроциты,
тромбоциты,
лейкоциты, донор.
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
с учебником, в
тетрадях.
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
24
Сердечно сосудистые
заболевания и их
1
Урок
изучения и
закрепления
Артериальное
давление, инфаркт
миокарда,
Работа
с учебником, в
предупреждения.
25
26
Первая помощь
при
кровотечениях.
Повторение.
нового
материала
1
1
Дыхательная система
27 Дыхание.
1
Значение
дыхания.
Органы
дыхания. Их
строение и
функции.
28
Газообмен в
лёгких и тканях.
1
гипертония,
инсульт,
кардиолог
тетрадях.
Артериальное и
венозное,
капиллярное
кровотечения,
сдавливающаяся
повязка, жгут
Работа
Урок
повторения
Обобщение
пройденного
материала
Тестирование
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Дыхание. Органы
дыхания, их
строение и
функции.
Работа
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать понятие
«Дыхание»,
значение дыхания
называть органы
дыхания, их
строение и
функции.
Коррекция
наблюдательности
Знать состав
воздуха, как
происходит
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
, речи, мышления
миокарда,
гипертония,
инсульт,
кардиолог
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать понятия
артериальное и
венозное,
капиллярное
кровотечения,
какую помощь
оказывают при
кровотечениях
Знать пройденный
материал
Словарная работа.
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
Урок
изучения и
закрепления
Состав воздуха,
газообмен
Работа
с учебником, в
нового
материала
тетрадях.
, речи, мышления
газообмен в
лёгких и тканях.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать почему
человеку
необходим чистый
воздух, меры
применяемые для
охраны воздуха.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать виды
болезни органов
дыхания и их
предупреждение.
Словарная работа.
29
Гигиена
дыхания.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Чистый воздух,
пыль, выхлопные
газы
Работа
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
30
Болезни органов
дыхания и их
предупреждение.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Виды болезни
органов дыхания и
их
предупреждение.
Работа
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
31
Повторение.
1
Пищеварительная система
32 Значение
1
питания.
Пищевые
продукты.
Урок
повторения
Обобщение
пройденного
материала
Самостоятельная
работа
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать пройденный
материал.
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Пища, значение
питания.
Работа
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать для чего
человеку нужна
пища, значение
питания.
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
33
34
Питательные
вещества.
Витамины.
1
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Белки, жиры,
углеводы,
минеральные соли,
вода.
работа
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Витамины,
авитаминоз
Работа
с учебником, в
тетрадях.
с учебником, в
тетрадях.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Уметь называть
питательные
вещества, для чего
нужны они
организму.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать что такое
витамины,
авитаминоз, где
содержатся
витамины.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Уметь называть
органы
пищеварения,
Словарная работа.
35
36
Органы
пищеварения.
Ротовая полость.
Зубы.
1
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Органы
пищеварения.
Понятие
«Пищеварительная
система»
Ротовая полость.
Зубы.
Работа
с учебником, в
тетрадях.
понятие
«Пищеварительная
система»
Словарная работа.
Работа
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать понятия
ротовая полость,
значение зубов для
организма
человека.
37
Изменение пищи
в желудке.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Желудок,
пищевод,
желудочный сок.
Работа
с учебником, в
тетрадях.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать понятия
желудок, пищевод,
желудочный сок,
как происходит
изменение пищи в
желудке.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать, как
происходит
изменение пищи в
кишечнике, роль
печени в
пищеварении.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать гигиену
питания.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Уметь ухаживать
за зубами и
ротовой полостью.
Словарная работа.
38
39
Изменение пищи
в кишечнике.
Печень.
Гигиена
питания.
1
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Тонкий кишечник,
печень
поджелудочная
железа, толстый
кишечник,
аппендицит
Работа
Гигиена питания,
диетолог.
Работа
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
40
Уход за зубами и
ротовой
полостью.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Кариес,
воспаление дёсен,
стоматолог
Работа
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
41
Предупреждение
желудочнокишечных
заболеваний.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Гастрит, язва
желудка, гепатит,
цирроз.
Работа
с учебником, в
тетрадях.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Словарная работа.
42
43
Предупреждение
инфекционных
заболеваний и
глистных
заражений.
Пищевые
отравления.
1
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Инфекционные
заболевания,
глистные
заболевания,
дизентерия,
глисты
Работа
Пищевое
отравление,
ботулизм,
отравление
грибами.
Работа
с учебником, в
тетрадях.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Словарная работа.
с учебником, в
тетрадях.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать причины
отравления, его
признаки, что
необходимо
делать при
отравлении
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать пройденный
материал.
Коррекция
наблюдательности
Знать понятия
почки, моча,
мочеточники,
Словарная работа.
44
Повторение.
1
Мочевыделительная система
45 Почки-органы
1
выделения.
Урок
повторения
Урок
изучения и
закрепления
Обобщение
пройденного
материала
Беседа по вопросам,
Почки, моча,
мочеточники,
мочевой пузырь.
Работа
работа в парах
с учебником, в
Знать как
предупредить
желудочнокишечных
заболеваний,
понятия гастрит,
язва желудка,
гепатит, цирроз.
Знать как
предупредить
инфекционных
заболеваний и
глистных
заражений,
основные понятия.
нового
материала
тетрадях.
, речи, мышления
мочевой пузырь.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать, как
предупредить
почечные
заболевания
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать понятия:
кожа, потовые
железы, сальные
железы , значение
кожи для
организма
человека.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать как нужно
следить за
чистотой кожи.
Коррекция
наблюдательности
Знать понятия:
волосы, ногти,
корни волос,
Словарная работа.
46
Предупреждение
почечных
заболеваний.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Почечные
заболевания
Работа
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
Кожа
47 Кожа и её роль в
жизни человека.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Кожа, потовые
железы, сальные
железы
Работа
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
48
Уход за кожей.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Чистота кожи
Работа
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
49
Волосы и ногти.
Уход за
волосами и
1
Урок
изучения и
закрепления
Волосы, ногти,
корни волос,
пластины ногтей,
Работа
с учебником, в
ногтями.
нового
материала
грибковые
поражения.
тетрадях.
, речи, мышления
пластины ногтей,
грибковые
поражения, состав
и виды волос, как
ухаживать за
волосами.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать понятие
«Закаливание»,
виды закаливания
организма
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать понятия:
перегревание,
тепловой удар,
солнечный удар,
какую первую
помощь следует
оказать при
тепловых и
солнечных ударах.
Знать понятия:
ожог,
обморожение,
какую первую
помощь следует
оказать при
ожогах и
обморожении.
Словарная работа.
Состав и виды
волос.
50
Закаливание
организма.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Уход за волосами.
Закаливание
Работа
Виды закаливания
организма
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
51
Первая помощь
при тепловых и
солнечных
ударах.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Перегревание,
тепловой удар,
солнечный удар
Работа
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
52
Первая помощь
при ожогах и
обморожении.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Ожог,
обморожение
Работа
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
53
Повторение.
54
Нервная система
Головной и
1
спинной мозг.
55
Нервы.
1
1
Урок
повторения
Обобщение
пройденного
материала
Тестирование
Коррекция речи,
мышления
Знать пройденный
материал.
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Головной мозг,
кора больших
полушарий,
мозжечок,
продолговатый
мозг, спинной
мозг
Работа
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Нервы, нервные
окончания,
возбуждение
Работа
Знать понятия:
головной мозг,
кора больших
полушарий,
мозжечок,
продолговатый
мозг, спинной
мозг,
расположение и
состав головного и
спинного мозгов,
их значение.
Знать понятия:
нервы, нервные
окончания,
возбуждение;
расположение и
свойства нервов.
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
с учебником, в
тетрадях.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Словарная работа.
56
Значение
нервной
системы.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Речь, мышление,
сознание.
Работа
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать значение
нервной системы
для жизни
человека.
57
Режим дня,
гигиена труда.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Режим дня,
гигиена труда
Работа
с учебником, в
тетрадях.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать, почему
необходимо
соблюдать режим
дня.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать понятия:
сон, сновидение;
значение сна для
организма
человека.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать виды
вредных привычек
их понятия.
Словарная работа.
58
Сон и его
значение.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Сон, сновидение.
Работа
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
59
60
Вредное влияние
спиртных
напитков и
курения на
нервную
систему.
1
Повторение.
1
Урок
повторения
Обобщение
пройденного
материала
Самостоятельная
работа
Коррекция речи,
мышления
Знать пройденный
материал.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
Глаза, строение
глаза.
Работа
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать понятия:
глаза, роговица,
радужная
оболочка, зрачок,
Органы чувств
61 Орган зрения.
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Вредные
привычки
Работа
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
с учебником, в
материала
тетрадях.
хрусталик;
строение глаза,
значение
выделения слёз.
Словарная работа.
62
Гигиена зрения.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Дальнозоркость,
близорукость.
Работа
с учебником, в
тетрадях.
Коррекция
наблюдательности,
речи, мышления
Знать правила при
письме и чтении,
правила гигиены
зрения.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать понятие уха;
строение уха,
значение уха для
человека.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать понятия:
Глухота, ушная
сера; значение
слуха в жизни
человека.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать понятия:
орган обоняния,
пахучие вещества,
насморк, значение
Словарная работа.
63
Орган слуха.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Ухо, строение уха,
значение уха для
человека.
Работа
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
64
Гигиена слуха.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Глухота, ушная
сера.
Работа
с учебником, в
тетрадях.
Словарная работа.
65
Орган обоняния.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
Орган обоняния,
пахучие вещества,
насморк.
Работа
с учебником, в
материала
тетрадях.
органа обоняния
для жизни
человека.
Словарная работа.
66
Орган вкуса.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Язык, вкусовые
сосочки.
с учебником, в
тетрадях.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации
67- Охрана здоровья 1
Урок
Здоровье,
68 человека.
изучения и
здоровый образ
закрепления жизни,
нового
диспансеризация,
материала
профилактические
прививки.
6970
Система
учреждений
здравоохранения
в Российской
Федерации.
1
Урок
изучения и
закрепления
нового
материала
Работа
Поликлиника,
больница,
диспансер,
санаторий, пенсия.
Работа
с учебником, в
тетрадях.
Коррекция
наблюдательности,
речи, мышления
Знать понятия:
язык, вкусовые
сосочки; значение
органа вкуса для
жизни человека.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать понятия:
здоровье,
здоровый образ
жизни,
диспансеризация,
профилактические
прививки.
Коррекция
наблюдательности
, речи, мышления
Знать понятия:
поликлиника,
больница,
диспансер,
санаторий,
пенсия.
Словарная работа.
Работа
с учебником, в
тетрадях,
самостоятельная
работа